ГАЗ-13 «Чайка» – легендарный советский автомобиль! Газ чайка


Тест-драйв ГАЗ-14 «Чайка» - Колеса.ру

Ей отводили вторые роли. Чайка была важной частью номенклатурной табели о рангах, но служила признаком того, что человек еще «не дорос» до уровня высшей советской элиты. Она предназначалась для рядовых министров, региональных чиновников, партийцев республиканского и даже областного уровней. Сегодня постараемся влезть в шкуру такого госслужащего средней руки, а также его водителя.

Место под солнцем

В стране, где все решали не деньги, а воля партии и правительства, типаж модельных рядов автозаводов был расписан в соответствии с соображениями «можно – нельзя». Что можно члену Политбюро, то нельзя члену ЦК, что можно «первому» из союзной республики, то нельзя секретарю обкома – ну и так далее, вплоть до месткомов и цеховых парторгов.

У каждого – свой уровень, регламентированный писанными и неписанными правилами: зарплаты, путевки, магазины-распределители, квартиры, дачи и автомобили… Если Запорожцы и Жигули с Москвичами еще как-то распределялись естественным путем, через очереди на предприятиях, то купить новую личную «Волгу» уже мог или большой начальник, или ударник труда. Эти же Волги (обоих поколений) были официальной «персоналкой» номенклатурщиков низшего и средне-низшего звеньев.

Фото Андрея Владимирова

Кроме Волг, в самом низу автомобильной номенклатуры были еще «козлики» ГАЗ-69 и УАЗ-469, а наверху громоздились величественные лимузины ЗИЛ. За линейку представительских седанов второго плана в СССР всегда отвечал ГАЗ. Сначала был ЗИМ (1949 – 1960 гг.) – «растянутая Победа». Эту машину еще можно было не только получить вместе с креслом министра или секретаря обкома, но и теоретически купить в автомагазине. Служили эти внушительные комфортабельные машины и в такси.

Потом, в 1959-м, пришла красавица Чайка ГАЗ-13, ставшая совершенно недоступной для простых смертных. Такой же по сути была и вторая Чайка, появившаяся в 1977-м под индексом ГАЗ-14, хотя внешне она выглядела не столь помпезно. Такой, уж извините, вторичной, более скромной, и по сравнению с предшественницей, и по сравнению с ЗИЛами, она всегда и воспринималась мной. До тех пор, пока я не познакомился с ней поближе.

По одежке

Смотрю на нее и снова утверждаюсь в мысли: как пить дать, эту машину специально старались сделать попроще с виду. Ну не должна она была выглядеть максимально солидно, чтобы пассажиры ЗИЛов не обижались (а прецеденты в истории были)! Чайка второго поколения вроде и строга, и внушительна, но есть в ней такие черты, которые даже при немалых габаритах придают ей некоторую легкомысленность. Узкая аккуратная линейка радиаторной решетки, игриво приспущенная линия багажника, низкие подоконники гнутых стекол дверей. Даже огромные колеса дизайнерам удалось оформить таким образом, что они не доминируют в боковой проекции, оставляя основную роль в восприятии кузову. Ее дизайн иногда сравнивают с однолетками-американцами, но как по мне, они – даже при меньших габаритах – несоразмерно массивны и тяжелы против стильной горьковской красавицы.

Раздвоение

Знакомство начинаю с галерки, ведь именно для пассажиров создавали Чайку… Напрягаю память, вспоминаю свои пионерские годы, портреты вождей, кадры парадов на Красной площади. Партийная верхушка рассаживается по своим ЗИЛам, а те, кто пониже рангом, важно идут к Чайкам. Наклоняются, придерживают каракулевые шапки пирожком, вплывают в салон…

Открываю тяжелую дверь и я. Тяну ручку, щелчок замка в ее глубине ощущаю не слухом, а дрогнувшим под рукой металлом. Порог необычно низкий, но и верхний край дверного проема тоже невысок. Ныряю головой в салон, и вот она – первая неожиданность: внутри плоского черного тела машины вдруг открывается большое светлое пространство! И это называется – автомобиль второго плана.

Взору открывается целая комната, хотя и непропорциональной геометрии – низкая и широкая. Нам, теперешним, привыкшим к высоким кроссоверам, непривычно перемещаться внутри «на полусогнутых». Впрочем, особой надобности в этом нет – упасть пятой точкой на диван получилось с первой попытки, без предварительных перемещений.

Сам диван огромен – глубокий, широкий, к тому же восхитительной мягкости. Он, как космос, далек от строгой немецкой жесткости современных сидений, но и не проваливается полностью под тяжестью тела, а принимает его, обволакивает своей упругостью. Бьюсь об заклад, что эти ощущения – плод кропотливого труда мебельщиков и многочисленных экспериментов с материалами.

Подмечаю, что у дивана есть своя немалая по обывательским меркам беда: он двухместный. Мало того, что его ширину ограничивают мощные подлокотники у бортов, так еще и подушка отформована под двоих человек – третьему придется сидеть на «горбе». Чтобы еще больше разделить задних пассажиров, из спинки можно вытащить массивный подлокотник, которого, без сомнений, хватит на двоих.

Все рассчитано так, что при ровной посадке голова сановного пассажира находится за широкой стойкой крыши. На задних окнах, кстати – шторки, такие в самом деле применялись в годы активной эксплуатации Чаек, ведь «глухая» тонировка тогда не была распространена. Получается, что сижу я не как в обычном седане – напротив двери, а возле борта. Таковы требования безопасности!

Дверь – массивная, широченная, расположена спереди от меня. У нее две ручки, отмыкающие замки, и две, за которые дверь приходится тянуть при захлопывании – с таким расчетом, чтобы управлять входом-выходом мог и VIP-пассажир, и сидящий на откинутом сиденье-страпонтене охранник.

Только для профи

Если задний салон приятно удивил уровнем комфорта, то передний отсек впечатлил по-другому. Хотя и говорят, что даже лично Леонид Ильич любил на досуге порулить Чайкой, чувствуется, что конструкторы организовывали здесь именно рабочее место, а не пассажирский салон. Во-первых, за рулем тесновато: баранка большая, а сиденье высокое, при этом руль не регулируется, а нормально отодвинуть назад сиденье мешает вышеупомянутая перегородка. Во-вторых, приборная панель – настоящая сборная СССР: часы от тольяттинской «тройки», ручка «аварийки» от Москвича и приборы со стеклами-сосульками, известные всем по более поздней Волге ГАЗ-3102…

Зато как благородно срабатывают клавишные переключатели электростеклоподъемников! Радиоприемник Radiotechnika в самом деле по тем временам был хорош, особенно если знать, что есть еще подключенный к нему кассетный плеер, спрятанный в одном из задних подлокотников.

Ниже и выше «Радиотехники» – не что иное, как интерфейс климатической установки. Да-да, в 1977 году на Чайках стоял кондиционер. Сам агрегат, кстати, находится в багажнике, а поставляла его в СССР фирма Denso, по сей день делающая «кондишэны». Интересно, что воздуховоды с «холодком» были доступны исключительно задним пассажирам, но по воспоминаниям водителей-ветеранов, претензий к эффективности ни у кого не было.

Напоследок должен отметить, что «приютивший» меня экземпляр Чайки не во всем отвечает оригиналу – в салоне поменяли всю обивку, ибо родная была суконная и не такая нарядная, в более тривиальных бежевых и серо-зеленых тонах. В остальном это – полноценный оригинал.

Самое главное

Сразу понятно, что двигатель под капотом серьезный – после короткого «вжика» стартера салон наполняется ровным рокотом V-образной восьмерки (220 л. с., 46 кгс*м), которая живо отзывается на игру акселератором. Селектор автоматической коробки передач напоминает то ли сектор газа старого «Ила», то ли ручку машинного телеграфа на речном буксире. Что ж, «малый, вперед!»

Двигается рычаг советского «автомата» по своей прямой кулисе так же сурово. Останавливаю его на литере D, прижимаю газ, и машина неожиданно резво берет с места. Ого! Мне нравится, как эта 2,5-тонная громадина набирает ход – понятно, что без рывка и визга резины, но легко и как-то неотвратимо. Начинаю прислушиваться к силовому агрегату в ожидании переключения передачи – ведь интересно, как это делали классические гидротрансформаторные коробки 40 лет назад… Но ничего не замечаю!

Сначала думаю, что дело в уникальной плавности переключения, но владелец подсказывает, что на самом деле у нас все еще первая передача: коробка-то трехступенчатая, пары ее растянуты, и менять диапазоны АКП не спешит. Ага, вот мы достаточно разогнались – включилась вторая. Момент переключения не спутаешь – рывка нет, но обороты меняются значительно. Крайне непривычное ощущение после современных шести- и восьмиступенчатых АКПП.

Вот тормоза мне не понравились – что рабочие (слишком вялые), что стояночный (американская педалька, плюс рычаг для снятия – хлопотно). Но все это мелочи по сравнению с плавностью хода, которая у Чайки просто потрясающая на любых неровностях.

Честно говоря, я так и не придумал, с чем ее сопоставить. Например, по сравнению с дорогими внедорожниками, у Чайки все намного комфортнее, потому что на ямах она не кренится и не раскачивается, в худшем случае – мягко приседает всем корпусом. Если сравнивать с современными премиум-седанами, то у Чайки нет их чрезмерной упругости и тряскости, она просто плывет над дорогой.

Но всерьез обидит горьковчанку и тот, кто сравнит ее со старыми «американцами», ведь она остается собранной даже при активном рулении. Длинная база (3 450 мм) чувствуется в замедленных реакциях на руль, но рыскания и валкости практически нет, машина остается под контролем даже тогда, когда, кажется, норовит чиркнуть бампером об асфальт. И поди ж ты – спереди параллелограммная конструкция с пружинами, придуманная еще перед Великой Отечественной, сзади – пара старых добрых рессор и неразрезной мост, а каков результат!

Понятно, что наши конструкторы заботились не только о высочайшем комфорте, но и о возможности быстро уйти на этой машине из опасной зоны, и о скоростной езде по старым улочкам, и о прочих «упражнениях» из арсенала профессиональных драйверов-бодигардов. Но чтобы так удачно воплотить одновременно все эти качества в таком массивном – и еще не самом крутом по советским меркам автомобиле, как Чайка – это довольно неожиданно.

Габариты (Д х Ш х В) 6 114 × 2 020 × 1 525
Снаряженная масса, кг 2 605 3 165
База, мм 3 450
Рабочий объём двигателя, л 5,53
Мощность, л. с. 220
Передняя подвеска независимая, пружинная
Задняя подвеска зависимая, рессорная
Максимальная скорость, км/ч 175
Время разгона до 100 км/ч, с 15
Расход топлива, л/100 км 16-29

Читайте также:

www.kolesa.ru

ГАЗ-14 «Чайка» - это... Что такое ГАЗ-14 «Чайка»?

ГАЗ-14 «Чайка»

Общие данные

ГАЗ-14, 5,5 л, V-8, карбюраторный, 220 л.с.

Характеристики

Размеры

Скоростные характеристики

Макс. скорость: 175 км/ч

На рынке

Другое

ГАЗ-14 «Чайка» (1977—1988) — второе поколение семейства «Чайка».

Общая компоновка автомобиля, выполненная по классической схеме (двигатель впереди; ведущие колеса задние), так же как и съемный кузов, установленный на Х-образной хребтовой раме, указывают на родство со старой моделью. Однако для увеличения пространства между задним сиденьем и перегородкой за спинкой сиденья водителя база удлинена на 200 мм и составляет 3450 мм. По сравнению с ГАЗ-13 высота снижена на 95 мм и составляет 1525 мм. Соответственно снизился центр тяжести, уменьшилось аэродинамическое сопротивление, повысилась устойчивость движения на высоких скоростях. ГАЗ-14 длиннее своего предшественника при почти неизменной ширине.

Передние раздельные ковшеобразные сиденья водителя и пассажира регулируются по горизонтали, высоте и углу наклона. Заднее сиденье имеет мягкий подлокотник. Автомобиль оборудован высокоэффективной системой отопления, включающей два отопителя. Так, при температуре наружного воздуха—25° после 10 минут движения в салоне устанавливается температура 23—26°. В жаркое время года для снижения влажности и температуры в салоне можно включить систему кондиционирования воздуха.

Следует отметить и низкие уровни внешнего и внутреннего шума, не превышающие при равномерном движении 73 дБ. Это достигается за счет применения настроенной системы впуска в двигатель, системы выпуска с глушителями и резонаторами, снижающими шумность работы мотора, а также резиновых прокладок в углах ходовой части и кузова и использования современных шумоизоляционных материалов.

Усовершенствованная мягкая подвеска, по своей схеме сохраненная от прежней модели, обеспечивает плавное движение на дорогах с различным покрытием.

ГАЗ-1405

Улучшение динамических показателей обеспечила модернизация восьмицилиндрового двигателя, в значительной степени унифицированного с двигателями для семейств грузовых и специальных автомобилей Горьковского автозавода.

За счет изменения фаз газораспределения, газопроводов, совершенствования карбюрации и других мер максимальная мощность поднялась с 195 до 220 л. с. Для снижения шумности системы газораспределения, а также повышения устойчивости работы двигателя толкатели сделаны гидравлическими. Коленчатый вал стали снабжать гасителем крутильных колебаний. Топливная экономичность при этом не ухудшилась и находится на уровне прежнего, зато запас хода возрос с 460 до 530 км за счет увеличения на 20 л емкости бензобаков.

Автомобиль комплектуется и новой планетарной гидромеханической коробкой передач, имеющей три передачи для движения вперед и одну назад. Коробка передач —с гидравлической системой управления.

При проектировании автомобиля уделялось большое внимание вопросам обеспечения современного уровня безопасности конструкции соответственно требованиям международных правил, а также действующим нормам и стандартам СССР.

Среди совершенно новых систем в первую очередь отметим передние дисковые тормоза с вентилируемыми дисками. Каждый тормозной механизм передних колес оснащен двумя тормозными скобами; задние тормоза—барабанные. Для увеличения надежности гидравлический привод тормозов имеет два независимых контура, каждый из которых действует на тормоза обоих передних колес и одного заднего.

Система усиления состоит из центрального вакуумного усилителя, действующего на двойной главный цилиндр, и двух гидровакуумных усилителей — по одному в каждом контуре. Встроенный гидравлический сигнализатор известит о выходе из строя одного из контуров.

Повышению безопасности служит также установка гидроусилителя руля; блокировка дверей с места водителя; пояса жесткости в панелях дверей, повышающие прочность двери в случае боковых ударов; ремни безопасности с трехточечным креплением; фароочистители; впервые примененные наряду с передними задние противотуманные фонари и др.

Множество дополнительных агрегатов тем не менее не затрудняют обслуживание автомобиля. Новые устройства либо вообще не требуют регулировок (скажем, гидравлические толкатели двигателя), либо сводят уход к минимуму. Общее количество смазочных операций на 1000 км пробега по сравнению со старой моделью сокращено в 6 раз.

Салон ГАЗ-1405

Большинство 14-х «Чаек» имело закрытые четырехдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки. Однако существовал и вариант фаэтон (он имел индекс ГАЗ-14-05). Один из них, 1981 года выпуска, хранится в музее ГАЗа. Делали его исключительно для военных — на таких «чайках» принимали парады в округах. Как и аналогичный ЗИЛ, принимающий главный парад на Красной площади, эти машины красили в серый цвет.

Всего было выпущено 1120 «чаек» второго поколения. Последняя покинула заводские ворота 24 декабря 1988 года. В 1989 году вся технологическая оснастка была уничтожена из-за кампании по борьбе с привилегиями.

ГАЗ-РАФ 3920/ГАЗ-14 «Чайка»

Санитарные автомобили на базе ГАЗ-14 стали изготавливаться на РАФе после прекращения выпуска «Чайки» ГАЗ-13. Примечательно, что новая машина получила индекс уже по новому стандарту — РАФ-3920. Таких автомобилей было изготовлено всего пять экземпляров, при этом один из них, окрашенный в белый цвет, был отправлен на Кубу для правительства Фиделя Кастро. Остальные автомобили были окрашены в черный цвет.

См. также

Серийные легковые автомобили ГАЗ

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

ГАЗ 13 Чайка – история легендарного советского автомобиля

Газ 13 Чайка  ГАЗ 13 Чайка – это невероятный по стилю и дизайну автомобиль Советского периода, заслуживающий отдельного внимания. Она пришла на смену не менее легендарному ГАЗ-12 «ЗИМ». Насколько тот был тяжелым и наглухо закрытым от посторонних взглядов, настолько «Чайка» легка и стремительна. Это настоящий рок-н-рол, это взгляд в будущее, это позывной Валентины Терешковой, это символ нового времени 60-ых! Немало превосходных автомобилей в мире вышло из 60-ых и стало классикой.

Большие представительские автомобили создавались в СССР с оглядкой на Соединенные Штаты Америки. Но с учетом тамошней динамики производства, Советский автопром не мог так же быстро менять модели. В результате наш ЗИМ, созданный  по лекалам американской модели 40-ых лет, к середине 50-ых выглядел серьёзно состарившимся. Кроме этого выросли запросы, касающиеся мощности мотора, комфортабельности салона и других характеристик.

Назревал вопрос о замене ЗИМ машиной более высокого класса. Тогда Центральный Научно Исследовательский Автомобильный Институт и Институт Моторов в 1955 году совместно закупили два автомобиля: «Packard Petrition» и «Pakcard Kariben». Эти машины подробно были изучены конструкторами «ГАЗ» и «ЗиЛ». Отсюда становится понятно, почему обе модели представительского класса, выпущенные заводами «ГАЗ» (ГАЗ-13) в Горьком и «ЗиЛ»(ЗиЛ- 111) в Москве, так внешне похожи друг на друга и одновременно на «Паккард».

Сборка автомобиля ГАЗ-13 Чайка

После изучения прототипа, работа над новым легковым автомобилем 1956 года началась, что называется «с чистого листа». Кроме обновления внешнего вида машины, повышения её комфорта и динамических показателей, нужно было избавиться от хронических недостатков ЗИМ, а их было не мало. Повышенный шум в задней части салона, высокое усилие на органах управления, слабые тормоза, не долговечные амортизаторы, слабая передняя подвеска и низкая коррозионная стойкость кузова.

Слово «Чайка» появилась в 1956 году. Конструкторы решили так: машина для высшего класса, в Советский Союзе есть великая река Волга – значит над Волгой чайки. Первый исследовательский образец Чайка собрали к июлю 1957  года. В 1968 году создали ещё несколько исследовательских образцов «Чайки», которые уже соответствовали серийным автомобилям. Мелкосерийное производство ГАЗ 13 Чайка началось 16 февраля 1959 года. Именно в этот день открылся 21 съезд КПСС, и «Чайка» стала трудовым подарком Горьковского завода.

Водительское место ГАЗ-13

Новая «Чайка» никогда не попадала в частные руки. В дар от Н.С. Хрущёва автомобиль «Чайка» достался кубинскому лидеру Ф. Кастро, писателю М. Шолохову, первой женщине космонавту В. Терешковой и балерине Г. Улановой. На «Чайках» ездили только высокопоставленные чиновники, главы министерств и ведомств, секретари ЦК КПСС и секретари обкомов партии, представители СССР за границей. И даже одна «Чайка» эксплуатировалась посольством США.

Некоторыми техническими новшествами ГАЗ 13 Чайка опередил всех своих Отечественных собратьев. На смену «ЗИМ» с несущим кузовом новая машина обзавелась своей рамой, к которой через резиновые подушки в 16-ти точках крепили кузов. Приспособить торсионную подвеску передних колёс, применяемую на американских моделях, Советские конструкторы не решились. Поэтому 13-я модель ГАЗ имела впереди независимую подвеску на витых пружинах и полупродольных рессорах сзади.

Впервые в отечественном автомобилестроении ГАЗ 13 Чайку оснастили бескамерными шинами. Советские конструкторы применили и такие новые в то время агрегаты, как автоматическая трансмиссия с кнопочным управлением, гидроусилитель рулевого управления, тормозоа с усилителем вакуумного типа.

Вакуумный усилитель ГАЗ-13 Чайка

Прототипом для создания мотора был Крайслеровская восьмёрка, унифицированная с конструкцией двигателя М-21 «Волга». Первые V-образные Горьковские моторы, используемые прототипами «Чайки», были объёмом 4,89 литра и мощностью на уровне 180 л.с. Вскоре в 1958 году, после проведеных испытаний автомобиля, конструкторы пришли к выводу, что машине нужен более сильный мотор. Для этой цели объём двигателя увеличили до пяти с половиной литров, и мощность с этим выросла до 195 л.с.

В ГАЗ-13 Чайка применялся алюминиевый блок, устанавливались гильзы «мокрого типа», масляный фильтр центрального принципа действия, применённый впервые отечественным автомобилестроением. В целом, силовой агрегат выдался таким удачным и функциональным, что в несколько изменённом виде его позже использовали на Горьковских грузовиках «ГАЗ-53А» и даже на бронетранспортёрах.

Разработка автомобиля ГАЗ-13 Чайка начиналась тогда, когда завод ещё носил имя министра иностранных дел Молотова, поэтому сперва машина имела название М-13, но как только Молотов стал не у дел, заводская маркировка сменилась на ГАЗ-13 Чайка. То, что автомобиль носил не счастливый индекс, в то время никого не волновало. Строителям коммунизма было не до всяких «заморочек», кроме того, он носил новое имя «Чайка».

Салон ГАЗ-13

В просторном и комфортном салоне, легко вмещалось семь человек. Двое, правда, должны были пользоваться специальными откидными сиденьями. Отличная система отопления превосходно обогревала всех пассажиров в салоне. Впервые на Советских автомобилях использовался радиоприёмник с 5-тью диапазонами, включая КВ, настраиваемый автоматически, подъём и опускание антенны осуществлялся так же автоматически, автоматический же привод имели подъёмники дверных стекал.

Оценив все новшества этой машины, можно смело утверждать, что с технической точки зрения ГАЗ-13 Чайка сделал большой шаг в будущее Советской автомобильной промышленности. Машина была представлена в Брюсселе на технической промышленной выставке, и взяла золотую медаль! Это событие лишь укрепило авторитет Чайки, и их уверенно стали выпускать.

На заводе все Чайки красились в черный цвет, единственный экземпляр, покрашенный в белый, был подарен В. Терешковой в 1967 году. Как известно её позывной тоже был «Чайка», и она с удовольствием ездила на нём. Начиная с 1962 года ГАЗ-13 Чайка претерпела некоторые технические изменения. Стала применяться новая конструкция карбюратора, регулятор громкости был удобно встроен в подлокотник заднего дивана, использовалась новая конструкция колёсных дисков, в салоне применялись новые качественные материалы.

Приёмник ГАЗ-13 Чайка

Вначале 70-ых слева на передней стойке дверей начали использовать зеркало для заднего обзора. До этого пользовались лишь салонным зеркалом. К концу 70-ых обивочный материал заменили велюром горчичного цвета. На машине появились ремни безопасности, двухконтурная тормозная система и уже третий по счёту транзисторный радиоприёмник. Кроме машин седанов производились и лимузины ГАЗ-13 А с внутренней перегородкой в салоне. Были и Чайка универсалы, применяемые в санитарной авиации.

Ещё совсем недавно было модным и престижным участие Чайки в свадебном кортеже. Счастливые женихи и невесты разъезжали по городу в этих элегантных ретро автомобилях. Но времена меняются, меняются и вкусы. Сейчас новобрачные предпочитают брать в аренду лимузины известных марок, таких как: Ликольн, Роллс Ройс и т. д. и т. п., а тогда Чайка была верхом роскоши и престижа.

Автомобиль получился настолько удачным, что его выпускали на протяжении 20 лет практически без изменений. Сняли с производства ГАЗ 13 Чайка лишь в 1981 году после загадочной автокатастрофы в Беларуси с участием 1-го секретаря БССР П.М. Машерова. С 1977 года эта модель выходила вместе с «ГАЗ-14». За всё время выпустили 3179 автомобилей ГАЗ 13 Чайка.

Похожие статьи:

drivee.ru

ГАЗ-14 «Чайка». История создания | Словарь ретробазар | Справочник | RETROBAZAR

Для обслуживания правительственных учреждений, дипломатических и торговых представительств у нас в стране и за рубежом используются специальные легковые автомобили. Конструкция таких машин отвечает последним достижениям инженерной мысли, обеспечивая высокий уровень комфорта, безопасности. Автомобили “Чайка” Горьковского автозавода по праву относятся к этой категории. К середине 60-х годов конструкция устарела, и завод начал работу по созданию новой модели — ГАЗ-14. Главными задачами проектирования были: полное обновление внешнего вида автомобиля с учетом тенденций развития, повышение комфортабельности, улучшение динамических показателей, повышение безопасности, надежности, долговечности и снижения трудоемкости обслуживания. При этом ряд узлов и деталей новой модели предполагалось унифицировать с находящимися в производстве.В основу архитектурного решения кузова “четырнадцатой” модели были положены легкость и стремительность в сочетании со строгими, четкими линиями и присущей автомобилям данного класса представительностью. Для придания “Чайке” современного внешнего вида наряду с понижением крыши и колесной линии был увеличен наклон ветрового стекла, применены более плоские наружные панели, гнутые боковые стекла. Перед дизайнерами стояла задача создать гармоничный внешний облик, не подвластный влияниям моды, учитывая высокие затраты на оснастку в производстве и малый объем выпуска автомобиля. Общая компоновка автомобиля, выполненная по классической схеме (двигатель впереди; ведущие колеса задние), так же как и съемный кузов, установленный на Х-образной хребтовой раме, указывают на родство со старой моделью. Однако для увеличения пространства между задним сиденьем и перегородкой за спинкой сиденья водителя база удлинена на 200 мм и составляет 3450 мм. По сравнению с ГАЗ-13 высота снижена на 95 мм и составляет 1525 мм. Соответственно снизился центр тяжести, уменьшилось аэродинамическое сопротивление, повысилась устойчивость движения на высоких скоростях. ГАЗ-14 длиннее своего предшественника. Передние раздельные ковшеобразные сиденья водителя и пассажира регулируются по горизонтали, высоте и углу наклона. Заднее сиденье имеет мягкий подлокотник. Автомобиль оборудован высокоэффективной системой отопления, включающей два отопителя. Следует отметить и низкие уровни внешнего и внутреннего шума, не превышающие при равномерном движении 73 дБ. Это достигается за счет применения настроенной системы впуска в двигатель, системы выпуска с глушителями и резонаторами, снижающими шумность работы мотора, а также резиновых прокладок в углах ходовой части и кузова и использования современных шумоизоляционных материалов. Усовершенствованная мягкая подвеска, по своей схеме сохраненная от прежней модели, обеспечивает плавное движение на дорогах с различным покрытием. За счет изменения фаз газораспределения, газопроводов, совершенствования карбюрации и других мер максимальная мощность поднялась с 195 до 220 л. с. Для снижения шумности системы газораспределения, а также повышения устойчивости работы двигателя толкатели сделаны гидравлическими. Коленчатый вал стали снабжать гасителем крутильных колебаний. Топливная экономичность при этом не ухудшилась и находится на уровне прежнего, зато запас хода возрос с 460 до 530 км за счет увеличения на 20 л емкости бензобаков. Автомобиль комплектуется и новой планетарной гидромеханической коробкой передач, имеющей три передачи для движения вперед и одну назад. Коробка передач —с гидравлической системой управления.Среди совершенно новых систем в первую очередь отметим передние дисковые тормоза с вентилируемыми дисками. Каждый тормозной механизм передних колес оснащен двумя тормозными скобами; задние тормоза—барабанные. Для увеличения надежности гидравлический привод тормозов имеет два независимых контура, каждый из которых действует на тормоза обоих передних колес и одного заднего. Система усиления состоит из центрального вакуумного усилителя, действующего на двойной главный цилиндр, и двух гидровакуумных усилителей — по одному в каждом контуре. Повышению безопасности служит также установка гидроусилителя руля; блокировка дверей с места водителя; пояса жесткости в панелях дверей, повышающие прочность двери в случае боковых ударов; ремни безопасности с трехточечным креплением; фароочистители; впервые примененные наряду с передними задние противотуманные фонари и др. Множество дополнительных агрегатов тем не менее не затрудняют обслуживание автомобиля.

retrobazar.com

ГАЗ Чайка — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

ГАЗ Чайка (ГАЗ-13 и ГАЗ-14), представительский автомобиль, четырехдверный семиместный седан.

16 января 1959 с конвейера Горьковского автозавода сошел первый экземпляр автомобиля «Чайка» ГАЗ-13. В разработке первого советского лимузина принимали участие такие знаменитые конструкторы, как В. Соловьев, Н. Юшманов, Г. Пономарев, В. Гнетнев, П. Сыркин, О. Пелюшенко, М. Мокеев и Б. Греков. В том же году на Всемирной выставке в Брюсселе автомобиль получил Гран-при. Модель выпускалась с 1959 по 1980, всего было собрано 3179 автомобилей.

Внешний облик «Чайки» схож с моделью Packard Patrician. Несущим элементом конструкции служила Х-образная рама, к которой через резиновые подушки крепился кузов, длина которого составляла 5, 6 м. В салоне, помимо пяти основных посадочных мест, предусматривалось два дополнительных — на откидывающихся сидениях. Автомобиль оснащался верхнеклапанным V-образным восьмицилиндровым двигателем, мощностью 195 л. с., автоматической трансмиссией, вакуумным усилителем тормозов, гидроусилителем рулевого управления, электрическими стеклоподъемниками с централизованным управлением, а также резервной системой зажигания.

Помимо базовой модели, предлагались модификации ГАЗ-13А, оборудованные внутренней перегородкой позади переднего сидения, и ГАЗ-13Б — кабриолет с матерчатым верхом.

В 1976 был собран первый экземпляр ГАЗ-14, темно-вишневую «Чайку» получил в подарок на 70-летие Л. И. Брежнев. Серийный выпуск новой модели был налажен в 1977. Автомобиль был спроектирован и собран под руководством А. Д. Просвирнина. Над созданием новой модели работали такие известные конструкторы, как В. Н. Носаков, Н. А. Юшманов, Ю. И. Докукин, В. И. Борисов, А. В. Ткачев, Б. Д. Свирский, А. Ю. Чистяков, Л. Д. Кальмансон. Дизайн новой «Чайки» разработал Станислав Волков.

Автомобиль оснащался V-образным восьмицилиндровым двигателем, объемом 5 л и мощностью 220 л.с. Максимальная скорость ГАЗ-14 составляла 175 км/ч, до 100 км/ч машина разгонялась за 15 секунд. Впервые отечественный автомобиль был оборудован дисковыми тормозами на передних колесах, гнутыми боковыми стеклами, гидротолкателями клапанов двигателя, бесшкворневой передней подвеской, а также фароочистителями. Среди предлагаемых новшеств были предусмотрены замки дверей с электромагнитной блокировкой, закрытая система охлаждения с антифризом и электровентилятором радиатора, тормозная система с двумя ступенями усиления в гидроприводе, энергопоглощающие панели обивки кузова из пенополиуретана, а также электрообогрев заднего стекла. «Чайки» оснащались электростеклоподъемниками, ремнями безопасности с инерционными катушками, стереофоническим радиоприемником с магнитофонной приставкой и дополнительным пультом управления в заднем пассажирском помещении.

Комфортабельная «Чайка» предназначалась для служебного пользования в высших государственных учреждениях, в дипломатических и торговых представительствах в стране и за рубежом. Этот автомобиль получали вместе с должностью и персональным шофером. По указу Н. С. Хрущева «Чайки» были подарены Юрию Гагарину, Михаилу Шолохову и Галине Улановой. Изготовленную по специальному заказу «Чайку» белого цвета получила первая женщина-космонавт Валентина Терешкова.

В 1982 начался выпуск кабриолетов ГАЗ-14-05, созданных для участия в военных парадах. Такой автомобиль был подарен Фиделю Кастро. Один из автомобилей ГАЗ-14-05 хранится в музее истории ОАО «ГАЗ».

Специальная «Чайка»-холодильник была разработана для перевозки тела вьетнамского лидера Хо Ши Мина в безопасное место в горах в случае обострения конфликта с Китаем.

«Чайки» прекратили выпускать в 1988 по указу М. С. Горбачева, изданному в рамках «борьбы с привилегиями». Позже была уничтожена технологическая оснастка, рабочая документация, сборочные линии и кузовные штампы. Всего было выпущено 1114 автомобилей ГАЗ-14 «Чайка».

megabook.ru