Москвич 408 — реставрация автомобиля. Фото москвич 408


Москвич 408 история фотографии характеристики модели 1:43

Седан «Москвич 408» третье поколение1964-1967 г.

Москвич-408 базовый седан (с 1964).
Москвич-408Б с ручным управлением.
Москвич-408И специальный экспортный
Москвич-408К машинокомплект на экспорт.
Москвич-408М седан медслужбы
Москвич-408П правый руль, рычаг КПП только напольный.
Москвич-408Т такси
Москвич-408У учебный, с дополнительными педалями
Москвич-408Э экспортный
Москвич-408Ю в тропическом исполнении.

На базе 408 с другими кузовами:

Москвич-426 базовый универсал (с 1967)..
Москвич-426М универсал медслужбы.
Москвич-426Т универсал-такси.
Москвич-426Э экспортный универсал.
Москвич-426К универсал-машинокомплект.
Москвич-426Ю универсал в южном исполнении.
Москвич-426И специальный экспортный, европейские нормы безопасности.
Москвич-426ИЭ так обозначали все поздние М-408 в кузове 412
Москвич-426П праворульный универсал
Москвич-433 фургон (с 1966).
фото Москвич 408

фотография Москвич-408

"Москвич-408" - советский заднеприводный автомобиль II группы малого класса с кузовом типа седан. Производился Московским заводом малолитражных автомобилей с 1964 по 1975 год. Отличался современным и элегантным внешним видом, не уступающим даже моделям капиталистических стран. Дизайнер - Эдуард Молчанов. До трети объема выпуска модели "408" шло на экспорт. Затем на ее базе была создана более мощная модель "412".

«Москвич-408» — родоначальник третьего поколения автомобилей «Москвич». Существовала также «переходная» модель от второго поколения к третьему — «Москвич-403», которая сочетала кузов и двигатель предыдущего поколения с основными техническими элементами будущей модели «408», она выпускалась с 1962 по 1965 год, с какого-то момента параллельно с М-408.

фото Москвич 408

фотография Москвич-408

Сохранив основные габариты практически аналогичными своим предшественникам, автомобиль получил полностью новый, более низкий кузов современной формы, с более просторным и комфортабельным салоном, отличной обзорностью с места водителя и более рациональным расположением пассажиров, а также 13" обода колёс, намного лучше вписывающиеся в представление о дизайне европейской малолитражки начала шестидесятых годов. Стал немного мощнее двигатель, за счёт чего несколько улучшились динамические качества, заметно улучшились ходовые качества — устойчивость и управляемость. Тормозная динамика по сравнению с последними моделями предыдущего поколения осталась примерно на том же уровне, однако надёжность работы тормозной системы была повышена, а объём работ по техническому обслуживанию — сокращён за счёт «самоподвода» колёсных тормозных цилиндров.

фото Москвич 408

фотография Москвич-408

Кузов базовой модели — самонесущий, цельнометаллический, типа «четырёхдверный седан». Существовали версия с кузовом «пятидверный универсал Москвич-426», и «фургон Москвич-433», а также многочисленные модификации. «408» отличался стильным и современным по меркам середины шестидесятых годов дизайном, имел достаточно высокие уровни комфорта и комплектации для своего времени и класса. Однако автомобиль сохранял устаревший и уже недостаточно мощный нижневальный двигатель, унаследованный от предыдущих моделей «Москвичей», а также коробку передач с не синхронизированной первой скоростью.

фото Москвич 426

фотография Москвич-426 универсал

фото Москвич 426

фотография Москвич-426 универсал

фото Москвич 433

фотография Москвич-433 фургон

До конца шестидесятых годов он пользовался хорошим спросом за границей, и более половины выпуска было экспортировано, в том числе — в развитые капиталистические страны, в частности, в 1965 году — около 45 % выпуска, в 1967 — около 51 %, в 1969 — около 64 % (последнее — с учетом модели «412»).

фото Москвич 408

фотография Москвич-408

В Скандинавии этот автомобиль продавался как Moskvich Carat, во Франции — как Moskvitch Elite 1360, в Англии (выпускалась специальная праворульная версия) — как Moskvich 408, в Германии — как Moskwitsch, в Финляндии — как Moskvitsh, Elite (двухфарный) и Elite de Luxe (четырёхфарный).    В Болгарии автомобиль собирался из советских машинокомплектов под обозначением Рила 1400. В Бельгии сборка осуществлялась фирмой Scaldia-Volga, продававшей автомобили во многих странах Западной Европы, причём иногда под собственной маркой — как Scaldia 408, Scaldia 1360, Scaldia 1400 или Scaldia Elita, причём часть автомобилей бельгийской сборки комплектовалась европейскими дизельными двигателями.

До 1969 года «Москвичи» моделей «408» и «412» сохраняли кузов образца 1964 года — с круглыми фарами и вертикальными задними фонарями. С 1967 года он претерпел некоторые конструктивные изменения, так как на часть автомобилей стали устанавливать двигатель модели «412», но сохранил внешнее оформление.

В 1969 году и на М-408, и на М-412 появился кузов нового образца, с прямоугольными фарами производства ГДР, горизонтальными задними фонарями с отдельными треугольными указателями поворотов и улучшенной пассивной безопасностью, после чего в обозначения обеих моделей были добавлены литеры «ИЭ», обозначающие соответствие европейским нормам пассивной безопасности («И») и потенциальную возможность экспортирования («Э»).

«Москвич-408» был первым советским автомобилем, подвергнутым краш-тесту.

фото Москвич 408 Краш-тест

Краш-тест Москвич 408

фото Москвич 408 Краш-тест

Краш-тест Москвич 427

История создания автомобиля

Разработка автомобиля началась в 1959 году (дизайнер — Б. С. Иванов).

Особое внимание при проектировании уделялось дизайну, так как многие технические решения автомобиль унаследовал от предыдущего поколения, которое в процессе своего производства непрерывно модернизировалось, в результате чего пошедшая в серию в 1963 году модель «Москвича-403», ещё имевшая старый кузов образца 1956 года, уже содержала основные технические элементы будущего «408-го».

фото салон Москвич 408

фотография салона Москвич-408

На раннем этапе дизайнерами использовалась любопытная техника: пластилиновый макет выполнялся непосредственно на поверхности кузова «живого» серийного «Москвича-407». Впоследствии перешли уже к строительству обычных полноразмерных макетов. Существовало не менее трёх вариантов внешнего вида и множество различных поисковых эскизных набросков. Одновременно с базовым седаном велась разработка вариантов с кузовами «универсал», «фургон», «купе» и «кабриолет». Первые прототипы имели «двухэтажное» оформление передка, как у предыдущей модели, и 15-дюймовые обода колёс. Впоследствии по соображениям улучшения внешнего вида автомобиля размерность колёс была снижена до 13", а решётка радиатора стала однорядной, как на наиболее современных на тот момент серийных моделях западных фирм.

фото Москвич 408

фотография Москвич-408

В 1961—1963 годах было построено четыре автомобиля-прототипа с различными вариантами оформления, были проведены их испытания. Впоследствии было построено ещё несколько прототипов, уже предсерийных и по внешности весьма близких к будущему серийному автомобилю.

Первые серийные экземпляры «Москвича-408» сошли с конвейера в сентябре 1964 года, а в 1966 году с конвейера уже сошёл стотысячный автомобиль этой модели (он был экспортной модификации Москвич «408Э» с улучшенным внешним оформлением и более мощным двигателем).

фото двигатель Москвич 408

фотография двигатель Москвич-408

В агрегатной части особых новаций не наблюдалось. Как уже упоминалось, многие узлы и технические решения «Москвич-408» унаследовал от уже выпускавшихся на тот момент моделей предыдущего поколения — М 407 и в особенности «переходного» М 403: верхнеклапанный двигатель (за вычетом ряда незначительных отличий вроде нового двухкамерного карбюратора К-126), четырёхступенчатую коробку передач с переключением расположенным на рулевой колонке рычагом через вал, концентричный рулевому (а не расположенный сбоку от него соосно как на М-402 и М-407), переднюю подвеску с двумя шаровыми шарнирами с каждой стороны (у М-402 и М-407 подвеска имела с каждой стороны один шаровой шарнир и один цилиндрический палец), тормоза с автоматической регулировкой («самоподводом»), и так далее. Эти узлы были разработаны сравнительно недавно и постоянно совершенствовались, поэтому вполне соответствовали тогдашнему уровню техники. Такая политика постепенного внедрения новых узлов и агрегатов через «переходные» модели, без радикальной перестройки производства, соответствовала более скромным возможностям МЗМА по сравнению, например, с Горьковским заводом, который в те годы мог себе позволить создавать автомобили «с нуля», практически без заимствования технических решений с предыдущего поколения «Волга» ГАЗ-21 относительно ГАЗ-М20 «Победы», ГАЗ-13 «Чайка» относительно ЗиМ-а, ГАЗ-53 относительно ГАЗ-51).

За время своего выпуска автомобиль неоднократно был существенно модернизирован. Наиболее важными были следующие модернизации:

Рестайлинг декабря 1969 года; тогда автомобиль стали собирать в новом кузове, который имел иное оформление передка — прямоугольные фары, новые подфарники, новая решётка радиатора, прочие изменения, и задка — прямоугольные задние фонари с треугольными указателями поворота, и так далее. Такой же кузов одновременно получил и «Москвич-412».

До этого «Москвич-408» и «Москвич-412» выпускались в старом, «408-м» кузове, но для модели Москвич-412 он был несколько видоизменён для установки нового 1,5-литрового 75-сильного двигателя (точнее, существовало два варианта кузова: ранний 408-й, который при необходимости дополнительно адаптировался к установке 412-го мотора, и, с определённого момента, так называемый «унифицированный», сохраняющий внешнюю отделку аналогично предыдущему варианту, но уже приспособленный для установки обоих вариантов силового агрегата без каких либо переделок; в декабре 1969 же он был заменён на также унифицированный кузов, но уже с новым внешним оформлением).

Следует особо отметить, что не существовало никакой «переходной» модификации от М-408 к 412: оба автомобиля выпускались параллельно и параллельно проходили через этапы модернизации, хотя в последнем «412-й» обычно и лидировал. Производство обеих машин было прекращено одновременно, с переходом к выпуску автомобилей семейства М-2140 / 2138, и впоследствии выпуск автомобилей этого семейства с 412-м и 408-м моторами вёлся под новыми обозначениями также параллельно. Так что иногда встречающееся обозначение М-408 в позднем кузове как некоего «переходного» варианта ни на чём не основано.    Новый кузов соответствовал тогдашним европейским нормам пассивной безопасности, и поэтому теоретическим любой М-408 или 412 в этом кузове мог экспортироваться, что отражало обозначение модернизированных автомобилей, в которое добавились буквы ИЭ (расшифровку см. ниже, в разделе «Модификации»).

Модернизации 1971 года, когда появилась новая панель приборов, полностью закрытая пластиковой мягкой накладкой; и мая (или июля) 1973 года, когда автомобиль получил новый механизм выбора передач с напольным рычагом и короткой подпольной кулисой. Остальные модернизации не оказали столь существенного влияния на внешний вид и потребительские свойства автомобиля.

Автомобиль Москвич-433 Фургон имел цельные задние крылья и красивые гофрированные панели на месте окон. Первые варианты Москвича-433 имели глухую перегородку с маленьким круглым окошком между кабиной и грузовым отсеком. Позже верхнюю половину перегородки убрали, получился бортик высотой со спинку сидений. Теперь появилась возможность подобраться к поклаже и со стороны кабины. Багажная дверь состояла из двух половин: верхняя поднималась, нижняя откидывалась вниз. Верхняя панель могла иметь стекло от универсала, или же вместо него ставилась гофрированная стальная панель.

Снят с производства «Москвич-408» был в 1976 году, при переходе к модернизированному семейству М-2140 / 2138, однако его прямым наследником в модельном ряду стал «Москвич-2138», по сути представлявший тот же «408-й» с модернизациями, аналогичным полученным базовой моделью М-2140 относительно М-412.

dar-web.ru

Москвич- 408: История одной легенды...

Как-то так получилось, что несмотря на некую истерию вокруг 21-ой Волги и признание её автомобилем-легендой, автомобилем-иконой и т.д. 60-70 гг, для меня образчиком стиля и дизайна тех лет в нашем автопроме является 408ой Москвич. Я бы даже так сказал - алый 408-ой Москвич с четырехфарной системой освещения. Удивительно, но я даже помню, как первый раз его увидел! Начало девяностых. Зима. Изредка сонное бдение маленькой улочки нарушает тарахтение очередной "копейки" или "шестерки". Иномарок ещё мало, Приор нет и в помине... И как-то из-за поворота выкатывается небольшой голубой автомобильчик с большими глазами-фарами в пол-передка и изящно, в легком крене заходя в поворот, продолжает движение.  Тогда он меня шокировал, ведь Москвич действительно был похож на  треклятые американские автомобили с самолетными килями из фильмов про Элвиса :-) Сегодняшний мой рассказ о нем - об автомобиле, на покупку которого в 1967 году уходило 41,5 средних советских зарплат, и на котором катался Шеф в знаменитом советском блокбастере "Бриллиантовая рука"  - знакомтесь: Москвич - 408.

  

Разработка автомобиля официально началась в  1959 году, когда стали очевидными две вещи: Москвич - 407, а впоследствии 403 стал чрезвычайно популярной моделью в "кап. странах", а второе - то что он безнадежно устарел.

Второе радовать советское руководство никак не могло, так как Москвич был продуктом стратегическим, 35-40 процентов выпущенных автомобилей уходили на экспорт. Даже американцы заинтересовались нашими Волгами и Москвичами. В апрельском выпуске журнала Популярная Наука за 1959 год проводится тест советских машин. Несмотря на ироничный заголовок "Русские легковые автомобили: стильные, но ленивые", некоторые качества Волг и Москвичей  оцениваются весьма высоко.  Кроме того, в 1959 году происходит сильнейшая идеологическая диверсия Штатов в виде американской выставки в Сокольниках, на которой, разумеется, были представлены и автомобили.  Выставка была для рядовых советских граждан шоком, однако для дизайнеров и конструкторов это было глотком свежего воздуха, ведь американская школа дизайна переживала тогда взлет.  Возможно, именно благодаря этой выставке М-408 получил свою четырехфарную систему освещения на экспортной версии. Тем временем, в 1960 г. завод получает полуофициальный статус производителя экспортной продукции и фактический карт-бланш на разработку новой машины.  12 апреля 1961 года вся страна и весь мир переживает удивительные, доселе неведанные чувства - Юрий Гагарин совершает первый полет человека в Космос. Уверен, что это достижение предало сил и дизайнерам Москвича. Теперь они просто не имели права создать некрасивый автомобиль! И "космическая" тема, безусловно, находит в отражение в футуристическом на тот момент интерьере машины, в хвостовых плавниках с вытянутыми элегантными фонарями, в решетке радиатора. Было построено 14 прототипов - невиданное поле деятельности для дизайнеров. Постепенно М-408 становился таким, каким мы привыкли его видеть:

Эти прототипы датированы 1962 годом:

Автомобиль выглядел весьма современно для своего времени. Вот таким образом выглядели. в частности, модели 1964 года именитых мировых производителей:

BMW 1500

Renault 8/10

Opel Kapitan A 

М-408

Как мы видим, Москвич находился очень даже в тренде тех лет. Что касается "начинки", то ахиллесовой пятой Москвичей были слабые и устаревшие двигатели. В частности, на М-408 стоял "расточенный" двигатель от модели М-407 мощностью 50 л. с.  Среди технических новшеств «Москвича-408» следует отметить автоматическую регулировку тормозов, педали подвесного типа (опробованные еще на «Москвиче-403»). Впервые в отечественном автомобилестроении были применены 13-дюймовые колеса, более безопасный капот двигателя с передними петлями, двухкамерный карбюратор К126-П с пусковым полуавтоматом прогрева. На «Москвич-408» устанавливали механическую четырехступенчатую коробку передач с синхронизаторами на высших передачах (рычаг управления первое время располагался на рулевой колонке), контактную систему зажигания, независимую переднюю и зависимую заднюю подвески (пружинная на поперечных рычагах спереди и рессорная сзади), а также телескопические амортизаторы.  

В 1964 году автомобиль увидел свет. Это событие было настолько знаменательным, что обложка ноябрьского номера журнала "За рулем" того года посвящается "Москвичу":

вот что пишет именитое издание по поводу выхода нового автомобиля:

"...«Москвич-408» - малолитражный легковой автомобиль с закрытым четырех-пятиместным кузовом. Так называемое пассажирское помещение расположено внутри колесной базы, багажник – в задней части кузова. Эта компоновочная схема, которая остается широко распространенной в практике мирового автомобилестроения. Она дает возможность наилучшим образом распределить полный вес по осям, что в свою очередь делает автомобиль устойчивым, помогает ему хорошо «держать дорогу»Красиво оформленный щиток приборов, установленный на съемной панели, объединяет спидометр, амперметр, указатели уровня бензина, давления масла в двигателе и температуры охлаждающей жидкости в двигателе. Кроме того, в щиток вмонтированы контрольные лампы дальнего света фар и указатели повтора.Помимо щитка приборов на панели установлены кнопки управления, радиоприемник на полупроводниках, ящик с крышкой, пепельница, прикуриватель, замок зажигания рычажки управления отопителем.»......«При создании нового автомобиля была проявлена большая изобретательность, что, безусловно, отразилось на его качествах. «Москвич-408» обладает хорошей плавностью хода и управляемостью на любых дорогах, он вполне комфортабелен, очень хорошо «держит дорогу» и послушен в управлении, тормоза работают легко и действуют на всем диапазоне скоростей. Достаточно высока у нового автомобиля динамика разгона и топливная экономичность. По прочности и износостойкости узлов и агрегатов он значительно превосходит модель 407.Большой интерес к «Москвичу-408» проявляют зарубежные специалисты. За последнее время завод посетили Делегации из ГДР, Кипра, ЧССР, Финляндии, Канады и Индонезии, которые детально ознакомились с новым малолитражным автомобилем и с подготовкой его производства. Машина получила у них высокую оценку. Хороший подарок автолюбителям страны сделал коллектив Московского завода малолитражных автомобилей!"...

Однако для СССР главным был, конечно, экспортный рынок. Мировой дебют М-408 состоялся в 1964 году на Лондонском Автосалоне. Вот что по поводу появления М-408 на "загнивающем" западе писали тогда газеты: (фото предоставлено пользователем  diecast43 )

А вот эта статья уже от 1968 года: 

На экспорт автомобили продавались обычно с четырьмя фарами, более мощным двигателем, хромовыми окладами рамок дверей и уплотнителей стекол, причем экспорт шел и в Западную Европу, преимущественно Францию, Бельгию, Скандинавские страны, Финляндию. Бельгийская фирма Scaldia-Volga продававшая Москвичи под именем Scaldia 408, в частности, устанавливала иную электропроводку, а так же покрывала крышу автомобиля винилом. В разных странах автомобиль назывался по-разному: Во Франции и ряде других стран машину продавали под названием Moskvitch Elite («Элит») или Elita, так как номера с нулем посередине (вроде 404, 405, 408 и т. д.) были законодательно зарезервированы фирмой «Пежо» для своих моделей. В Скандинавии, М-408 продавался под брэндом Moskvitch Carat. По европейским меркам, «Москвич» был довольно солидной машиной (класса family car — «семейная машина»), покупателей привлекали невысокая цена, стильный внешний вид, хорошая комплектация, крепкая конструкция и достаточно высокий уровень качества.

Москвичи, кстати, собирались и в братской Болгарии:

Интересно что некоторые конструктивные решения принимались именно под давлением "экспортной составляющей" будущей модели. В частности, под влиянием  главного конструктора и идеолога АЗЛК, Александра Федоровича Андронова, первые прототипы создавались на больших, 15 - ти дюймовых колесах, что объяснялось плохим качеством дорожного покрытия в стране.  13 дюймовые колеса были введены лишь после вмешательства АвтоЭкспорта. "В Европе такое уже не носят!" -  иронически замечали сотрудники ведомства.  

Норвежский журнал «Техникенс верльд» («Мир техники») в 1968 году провел испытанияМ-408 на живучесть протяженностью в 1240 км по самым плохим дорожным условиям, по итогам которых писал, что: «Москвич-Элит» выдерживает жестокое обращение, и притом лучше, чем мы могли себе представить. Мы можем смело заявить, что немного есть на свете машин, которые вынесли бы такое испытание!"

А вот что говорил генерал Де Голль, ознакомившись с автомобилем в Париже: "У вашей машины хорошая репутация, она прочна, как мне сказали, вынослива и я желаю вам успеха"

Красноречивее всего об успехах М-408 на внешнем рынке свидетельствуют цифры экспортных продаж (в тысячах) шт.:

Год выпущено машинэкспортировано машин
196480.168 32.052
196576.825  34.549
1966 82.374 42.508
196790.303 46.315
196897.666 53.392
1969101.836 64.767
В 1968 году доля экспорта составила 55 процентов!

Наряду с базовой моделью, коллектив дизайнеров предлагает и совершенно дерзкий для советского автомобилестроения открытый вариант с кузовом кабриолет под именем "Турист", который впервые был оборудован инжектором разработки ЦНИИТА. Турист подходил под класс Gran Tursimo и являлся без сомнения очень красивым и элегантным автомобилем. Складной мягкий верх на нем не предусматривался. Предполагалось, что в случае непогоды два человека "легким движением руки" превратят машину в купе с помощью пластикового верха. Салон кабриолета был выполнен красным, а кузов черным.  На автомобиль устанавливали двигатель мощностью 63 л.с., что в сочетании с небольшой массой давало неплохие динамические показатели. Однако, в серию автомобиль не пошел. Почему - теперь уже сказать трудно. Возможно, из-за загруженности конвейера, а возможно - из-за нежелания правительства заниматься выпуском столь "буржуазного" автомобиля. К сожалению, ни один из экземпляров ни уцелел...

В 1967 появляется модель Москвич-412 с новым перспективным двигателем мощностью 75 л.с.  Существует мнение, что это мотор был "цельностянут" с двигателя БМВ - однако, это не так.  Главный конструктор АЗЛК Андронов, ревностно отслеживающий последние тенденции в мире автомобильных двигателей, первоначально поставил задачу копирования двигателя, однако на выходе агрегат унаследовал лишь часть конструкторских решений БМВ. Не верно считать 412-ый и преемником 408-ого Москвича. Это была лишь более мощная и более престижная модель линейки. В 1976 году М-408 превратился в 2138, а 412ый в 2140.  

В 1969 году проходит рестайлинг обеих моделей.  Учитывая мировую моду, автомобиль получает шестиугольные фары производства ГДР (такие же ставились на забытый ныне Вартбург 353, а идею рестайлинга предложила все та же Скалдия-Волга), иные подфарники, решетку радиатора, задние фонари, а также изменения в салоне. Кроме того, автомобиль впервые в СССР получил усовершенствования, связанные с повышением пассивной безопасности, что отражалось в литерах его названия - "ИЭ". (Возможность экспорта) Важный факт: Москвич-408 первым в СССР прошел фронтальный краш-тест.  В 1967 году производство "412ых" так же освоил Ижевский автозавод. Его автомобили, имели, однако, более простой дизайн. Фактически, 412-ый не только дал ИжАвто путевку в жизнь, но и похоронил его, как производителя современных автомобилей. До развала Советского Союза принципиально новых моделей заводу освоить не удалось. Впрочем, это отдельная грустная история.

В 70-ых гг. для поддержания имиджа, заводская раллийная команда много и часто принимает участие в соревнованиях. Чего им стоило это участие, много позже они напишут в своих мемуарах.  Кстати, по этому поводу существует один отличный сайт.  Самым легендарным ралли с участием команды АЗЛК, конечно было "Лондон - Мехико" 1970 года. 25.000 км по дорогам 25 стран.  О том, какие страсти кипели на дорогах этого соревнования, говорит хотя бы этот отрывок:

" Но еще более впечатляющими, чем гонки, были некоторые остановки. Да, да, вынужденная остановка экипажа Леонтия Потапчика в Сан-Пауло может быть, по-моему, занесена в анналы истории ралли,как не имеющая прецедента. Действительно, раллистам уже не раз приходилось «воевать» с различны-ми разъяренными животными — пантерой, кенгуру,верблюдом (был такой случай в ралли «Сафари») и даже со змеей, мстительно бросившейся вслед «наступившему» ей на хвост автомобилю. Но с вооруженными людьми?.. Такого я что-то про наше мирное племя раллистов еще не слыхивал.А вот в Сан-Пауло это произошло. Леонтий По-тапчик уже почти пересек весь город и выруливална шоссе, ведущее к Вентании, когда его вдруг обо-гнали две местные машины и стали поперек дороги,перегородив путь. Из машин выскочили пятеро че-ловек, бросились к «Москвичу», окружили его и начали, перебивая друг друга, что-то кричать, требовать, угрожать. Особенно неистовствовал один, с бородой, одетый явно не для приема в посольстве — на нем была какая-то наспех накинутая рваная курт-

ка и что-то вроде кальсон вместо брюк. Но... в руках у него был автомат, который он держал так, будтоидет в атаку на сильно укрепленную позицию противника..." (из книги Юрия Клеманова "Москвичи на Москвичах")

Все тот же журнал "За Рулем" в 1969 году описывал ралли Лондон - Сидней 1968 года ( 16.000 км, 11 стран)

 

Сейчас увидеть реплики раллийных Москвичей можно в музее на Рогожском валу(фотографии сделаны pkuneev )

 

М-408 выпускался серийно с 1964 по 1975 год, долгое время дополняя 412-ый в производственной программе. 412ый считался автомобилем более высокого класса, хотя тогда о классах особенно не рассуждали, обладание автомобилем само по себе уже указывало на  класс владельца.  В мае 1967 года с конвейера завода торжественно сходит миллионный автомобиль Москвич-408.

Помимо базового автомобиля в кузове седан, на производство были поставлены также универсал и фургон. Кроме того, из обычных Москвичей кустарным методом делались пикапы.  После четырех-фарного седана самым красивым автомобилем линейки, безусловно является фургон Москвич-433 с необычными гофрированными боковинами кузова. Обратите внимание, как красиво он выглядит на рекламе тех лет:

Москвич-434, отличающийся более мощным двигателем 412-ой модели и "живьем" выглядит весьма эффектно. 

Москвич-408 также успел побывать киногероем.  Самую известную его "роль" мы уже описали выше - это машина шефа в Бриллиантовой руке...

... и головокружительная сцена погони в "невероятных приключениях итальянцев в России".   Пожалуй, самая масштабная и красивая погоня в отечественном кино снималась с использованием пяти Жигулей и пяти Москвичей, итальянских каскадеров, русских раллистов и поистине бесстрашного Андрея Миронова, выполнившего все трюки в фильме самостоятельно.

Конечно, рассказывать про этот автомобиль можно долго.  За долгую конвейерную жизнь он пережил победы и неудачи, превратился из современного в глубоко устаревший, а затем долгое время был предан забвению. С запуском АвтоВАЗа завод неуклонно катился в бездну и, в конечном счете,  эта бездна сожрала его без остатка. (Министром автомобильной промышленности тогда был бывший гендир АвтоВАЗа Поляков, грубо и напористо лоббирующий интересы родного предприятия)

Однако не хочется заканчивать этот рассказ на грустной ноте. Каждый автомобиль является олицетворением своей эпохи. В сияющих хромом колпаках динамичного, стильного Москвича словно застыло отражение той далекой эпохи. Эпохи открытия Космоса, больших амбиций и культовых фильмов...

Создателями М-408 были: главный художник Борис Иванов и главный конструктор Александр Андронов. Напоследок, подборка самых красивых (на мой вкус) фотографий М-408 (М-412)

 

P.S. Дорогие друзья: при обнаружении в тексте неточностей и подозрительных предметов просьба немедленно сообщать водителю (т.е. мне) 

pos1t1ve.livejournal.com

Легендарный автомобиль Москвич 408 EliteObobrali.ru

Московский автозавод «МЗМА» (Московский Завод Малолитражных Автомобилей) всегда имел очень интересный подход к производственному процессу. Дело в том, что новые модели на заводе внедрялись поэтапно: сначала ряд деталей и узлов появлялись на моделях предыдущего поколения, и лишь после нескольких переходных моделей на конвейер окончательно вставал новый автомобиль.

Так было и с автомобилями третьей генерации, первым из которых стал Москвич 408.

Проектирование 408го началось в 1959 году и продолжалось несколько лет. В то время автозавод производил Москвич 403 – переходную модель с новыми агрегатами и старым кузовом, от которого 408ой и позаимствовал практически всю техническую часть. Фактически, 408ой – это Москвич 403 с новым кузовом.

Над кузовом Москвича 408 потрудились на славу. Его дизайн с ниспадающими к корме плавными линиями был очень передовым для СССР, а обилие хрома и динамичный силуэт придавали образу малолитражке несвойственные нотки роскошных лимузинов. Кроме этого, впервые в Советском Союзе на автомобиле применили 13-дюймовые колеса, что значительно понизило его габаритную высоту. А еще, Москвич 408 стал первым автомобилем, который подвергли краш-тесту на Дмитровском полигоне.

Для простых смертных был предназначен 408ой с двумя круглыми фарами. Но существовала также желанная четырехглазая версия, которую просто так внутри страны купить было нельзя. Зато, именно такие автомобили широко поступали на экспорт. Вообще, Москвич 408 очень долгое время оставался самым экспортируемым автомобилем в СССР – до конца 60х на экспорт уходило более половины всех выпущенных экземпляров. Автомобили экспортировали не только в соцстраны, но и в Западную Европу, преимущественно во Францию, Бельгию, Скандинавские страны, Финляндию. Более того, Москвичи 408 выпускались в Народной Республике Болгария, а также в Бельгии на заводах фирмы Scaldia-Volga S.A.

Когда дело касается экспорта, начинается самое интересное. Например, во Франции (и некоторых других странах Европы) Москвич не мог продавать эту модель под своим названием, ведь все трехзначные индексы с нулем посередине забронировал для себя Peugeot. Поэтому Москвич 408 продавался там, как Moskvitch Elite 1360. Иногда, какая-то партия экспортных машин «заворачивалась» приемочной комиссией, и такие автомобили поступали в продажу внутри страны.

Такое случилось и с этим 408м, на багажнике которого гордо красуется надпись Elite. Михаилу, владельцу автомобиля, удалось выяснить, что целую партию экспортных автомобилей, предназначавшихся для поставки во Францию, завернули, вероятно, из-за какого-то внутреннего дефекта и распродали внутри страны. Позор для политики Советского Союза и радость для современных коллекционеров, ведь такие реэкспортные Москвичи сейчас настоящая находка.

А чем же отличаются экспортные Москвичи от обычных 408х? Во-первых, как я уже писал выше, прерогативой всех экспортных моделей было четырехглазое оформление передней части. Под капотом размещался тот же двигатель, но форсированный до 55 л.с., а салон получил улучшенную отделку. Из других внешних отличий — хромовые оклады рамок дверей и уплотнителей стекол.

Этот Москвич Elite отличается также наличием надписи «Elite» и дополнительных отражающих элементов рядом с лампами заднего хода.

Кстати, двигатель на Москвичах 408 был совсем древним. Блок цилиндров в своей основе представлял собой конструкцию, применявшуюся на самых первых Москвичах 400 и Opel Kadett 1938 года. Его объем увеличили до 1358 см3, и сняли 45 л.с. на 403-м Москвиче. Для 408го двигатель форсировали до 50-55 л.с. благодаря применению нового двухкамерного карбюратора К-126.

Коробка передач – механическая четырехступенчатая с рычагом на рулевой колонке.

Салон этого Москвича еще не проходил реставрацию, поэтому часть деталей и узлов неоригинальные. Но, тем не менее, общую картину салонов 408х Москвичей можно оценить. Элегантная передняя панель с воздушным двухспицевым рулем шел в ногу со временем и не уступал лучшим европейским автомобилям. Именно оригинальная панель милого дизайна 60х годов является одной из причин купить 408ой.

Передняя панель имеет окрашенные в цвет кузова металлические элементы и отделку из кожзама. Пластиковые детали были немногочисленными, да и само качество пластика в то время оставляло желать лучшего.

Панель приборов — настоящий олдскул.

До января 1968 года выпускали автомобили с сиденьем диванного типа с раздельными спинками. Позже сиденья водителя и пассажира разделили полностью.

Задний диван достаточно удобен, но комфортно на нем могли разместиться только двое из-за арок задних колес, «зажимавших» диван с двух сторон. Но и это по сравнению с 403м и 407м было огромным шагом вперед.

На экспортных автомобилях Москвич 408 устанавливали транзисторный приемник «АТ-64» с полутораметровой телескопической антенной. Помимо приема диапазонов ДВ и СВ, приемник обеспечивал еще и регулировку тембра! Но на фотографиях не он – оригинальный прибор еще предстоит отыскать и отреставрировать.

Москвич 408 в настоящее время находится на грани причисления его к ретроавтомобилям. Судя по годам выпуска – настоящая классика. Но так как его преемники с тем же кузовом — Москвич 412, 2138 и 2140, выпускались вплоть до конца 80х годов и достаточно примелькались на наших дорогах, то уникальность и редкость 408х оценят немногие знатоки. Что уж говорить про редчайший Москвич Elite, историю которого знают вообще единицы.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

www.obobrali.ru

Москвич 408 - реставрация автомобиля: (20 фото)

москвич

Восстановление автомобиля Москвич 408 (экспортный вариант): фото реставрации с описанием.

Москвич 408 – легковой автомобиль с кузовом седан, выпускался на заводе МЗМА с 1964 по 1975 год, также выпускался в кузове универсал — «Москвич-426», и фургон — «Москвич-433»

Автомобиль оснащался двигателем М-408 объёмом 1360 см³, мощностью 50 – 55 л.с и четырёх ступенчатой КПП. Москвич развивал максимальную скорость до 129 км/ч.

408-й также помимо внутреннего рынка, также успешно поставлялся на экспорт, характерное отличие экспортного варианта – наличие четырёх фар на решётке радиатора.

Под восстановление был куплен Москвич 408, 1965 года выпуска. Началась подготовка кузова под покраску.

Москвич 408

капот

реставрация Москвич 408

Кузов покрыли грунтовкой.

покраска Москвич 408

Кузов окрашен.

Москвич под восстановление

Москвич ремонт

Полировка.

Москвич 408 восстановление

крыша авто

Процесс сборки.

ретро авто

Трансмиссия и подвеска полностью восстановлены.

редуктор

Сделан капитальный ремонт родного двигателя.

мотор москвича

Поставили панель приборов.

панель приборов

Новый салон.

Двигатель установлен на своё место.

Поставлена новая резина и колпаки.

Результат работы умельца — восстановленный Москвич 408.

москвич экспортный вариант

Автор восстановительных работ: Эдуард Хон.

Популярные самоделки из этой рубрики

Самоделка ВАЗ 2102 пикап: фото сборки с описанием...

Солнечная зарядка аккумулятора автомобиля...

Тюнинг москвич 2140: фото сборки с описанием...

Солнечная батарея для аккумулятора автомобиля...

Восстановление ВАЗ-2106

Восстановление ВАЗ-2103 (40 фото)...

Тюнинг ваз 2101 «жигули» купе

Подогрев топлива своими руками...

Крепление для велосипеда на фаркоп своими руками...

Реставрация ГАЗ-69

Реставрация газ-21 Волга

Самоделка из Москвича, амфибия 4 х 4: фото сборки,...

Загрузка...

sam-stroitel.com

Москвич- 408: История одной легенды...

Ещё один рассказ их замечательной исторической серии

, которая, надеюсь, однажды возобновится.

Это машина моего детства, на которой мы с отцом когда-то ездили в Крым...

Как-то так получилось, что несмотря на некую истерию вокруг 21-ой Волги и признание её автомобилем-легендой, автомобилем-иконой и т.д. 60-70 гг, для меня образчиком стиля и дизайна тех лет в нашем автопроме является 408ой Москвич. Я бы даже так сказал - алый 408-ой Москвич с четырехфарной системой освещения. Удивительно, но я даже помню, как первый раз его увидел! Начало девяностых. Зима. Изредка сонное бдение маленькой улочки нарушает тарахтение очередной "копейки" или "шестерки". Иномарок ещё мало, Приор нет и в помине... И как-то из-за поворота выкатывается небольшой голубой автомобильчик с большими глазами-фарами в пол-передка и изящно, в легком крене заходя в поворот, продолжает движение.  Тогда он меня шокировал, ведь Москвич действительно был похож на  треклятые американские автомобили с самолетными килями из фильмов про Элвиса :-) Сегодняшний мой рассказ о нем - об автомобиле, на покупку которого в 1967 году уходило 41,5 средних советских зарплат, и на котором катался Шеф в знаменитом советском блокбастере "Бриллиантовая рука"  - знакомтесь: Москвич - 408.

Разработка автомобиля официально началась в  1959 году, когда стали очевидными две вещи: Москвич - 407, а впоследствии 403 стал чрезвычайно популярной моделью в "кап. странах", а второе - то что он безнадежно устарел.

Второе радовать советское руководство никак не могло, так как Москвич был продуктом стратегическим, 35-40 процентов выпущенных автомобилей уходили на экспорт. Даже американцы заинтересовались нашими Волгами и Москвичами. В апрельском выпуске журнала Популярная Наука за 1959 год проводится тест советских машин. Несмотря на ироничный заголовок "Русские легковые автомобили: стильные, но ленивые", некоторые качества Волг и Москвичей  оцениваются весьма высоко.  Кроме того, в 1959 году происходит сильнейшая идеологическая диверсия Штатов в виде американской выставки в Сокольниках, на которой, разумеется, были представлены и автомобили.  Выставка была для рядовых советских граждан шоком, однако для дизайнеров и конструкторов это было глотком свежего воздуха, ведь американская школа дизайна переживала тогда взлет.  Возможно, именно благодаря этой выставке М-408 получил свою четырехфарную систему освещения на экспортной версии. Тем временем, в 1960 г. завод получает полуофициальный статус производителя экспортной продукции и фактический карт-бланш на разработку новой машины.  12 апреля 1961 года вся страна и весь мир переживает удивительные, доселе неведанные чувства - Юрий Гагарин совершает первый полет человека в Космос. Уверен, что это достижение предало сил и дизайнерам Москвича. Теперь они просто не имели права создать некрасивый автомобиль! И "космическая" тема, безусловно, находит в отражение в футуристическом на тот момент интерьере машины, в хвостовых плавниках с вытянутыми элегантными фонарями, в решетке радиатора. Было построено 14 прототипов - невиданное поле деятельности для дизайнеров. Постепенно М-408 становился таким, каким мы привыкли его видеть:

Эти прототипы датированы 1962 годом:

Автомобиль выглядел весьма современно для своего времени. Вот таким образом выглядели. в частности, модели 1964 года именитых мировых производителей:

BMW 1500

Renault 8/10

Opel Kapitan A

М-408

Как мы видим, Москвич находился очень даже в тренде тех лет. Что касается "начинки", то ахиллесовой пятой Москвичей были слабые и устаревшие двигатели. В частности, на М-408 стоял "расточенный" двигатель от модели М-407 мощностью 50 л. с.  Среди технических новшеств «Москвича-408» следует отметить автоматическую регулировку тормозов, педали подвесного типа (опробованные еще на «Москвиче-403»). Впервые в отечественном автомобилестроении были применены 13-дюймовые колеса, более безопасный капот двигателя с передними петлями, двухкамерный карбюратор К126-П с пусковым полуавтоматом прогрева. На «Москвич-408» устанавливали механическую четырехступенчатую коробку передач с синхронизаторами на высших передачах (рычаг управления первое время располагался на рулевой колонке), контактную систему зажигания, независимую переднюю и зависимую заднюю подвески (пружинная на поперечных рычагах спереди и рессорная сзади), а также телескопические амортизаторы.

В 1964 году автомобиль увидел свет. Это событие было настолько знаменательным, что обложка ноябрьского номера журнала "За рулем" того года посвящается "Москвичу":

вот что пишет именитое издание по поводу выхода нового автомобиля:

"...«Москвич-408» - малолитражный легковой автомобиль с закрытым четырех-пятиместным кузовом. Так называемое пассажирское помещение расположено внутри колесной базы, багажник – в задней части кузова. Эта компоновочная схема, которая остается широко распространенной в практике мирового автомобилестроения. Она дает возможность наилучшим образом распределить полный вес по осям, что в свою очередь делает автомобиль устойчивым, помогает ему хорошо «держать дорогу»Красиво оформленный щиток приборов, установленный на съемной панели, объединяет спидометр, амперметр, указатели уровня бензина, давления масла в двигателе и температуры охлаждающей жидкости в двигателе. Кроме того, в щиток вмонтированы контрольные лампы дальнего света фар и указатели повтора.Помимо щитка приборов на панели установлены кнопки управления, радиоприемник на полупроводниках, ящик с крышкой, пепельница, прикуриватель, замок зажигания рычажки управления отопителем.»......«При создании нового автомобиля была проявлена большая изобретательность, что, безусловно, отразилось на его качествах.«Москвич-408» обладает хорошей плавностью хода и управляемостью на любых дорогах, он вполне комфортабелен, очень хорошо «держит дорогу» и послушен в управлении, тормоза работают легко и действуют на всем диапазоне скоростей. Достаточно высока у нового автомобиля динамика разгона и топливная экономичность. По прочности и износостойкости узлов и агрегатов он значительно превосходит модель 407.Большой интерес к «Москвичу-408» проявляют зарубежные специалисты. За последнее время завод посетили Делегации из ГДР, Кипра, ЧССР, Финляндии, Канады и Индонезии, которые детально ознакомились с новым малолитражным автомобилем и с подготовкой его производства. Машина получила у них высокую оценку.Хороший подарок автолюбителям страны сделал коллектив Московского завода малолитражных автомобилей!"...

Однако для СССР главным был, конечно, экспортный рынок. Мировой дебют М-408 состоялся в 1964 году на Лондонском Автосалоне. Вот что по поводу появления М-408 на "загнивающем" западе писали тогда газеты: (фото предоставлено пользователем  diecast43 )

А вот эта статья уже от 1968 года:

На экспорт автомобили продавались обычно с четырьмя фарами, более мощным двигателем, хромовыми окладами рамок дверей и уплотнителей стекол, причем экспорт шел и в Западную Европу, преимущественно Францию, Бельгию, Скандинавские страны, Финляндию. Бельгийская фирма Scaldia-Volga продававшая Москвичи под именемScaldia 408, в частности, устанавливала иную электропроводку, а так же покрывала крышу автомобиля винилом. В разных странах автомобиль назывался по-разному: Во Франции и ряде других стран машину продавали под названием Moskvitch Elite («Элит») или Elita, так как номера с нулем посередине (вроде 404, 405, 408 и т. д.) были законодательно зарезервированы фирмой «Пежо» для своих моделей. В Скандинавии, М-408 продавался под брэндом Moskvitch Carat. По европейским меркам, «Москвич» был довольно солидной машиной (класса family car — «семейная машина»), покупателей привлекали невысокая цена, стильный внешний вид, хорошая комплектация, крепкая конструкция и достаточно высокий уровень качества.

Москвичи, кстати, собирались и в братской Болгарии:

Интересно что некоторые конструктивные решения принимались именно под давлением "экспортной составляющей" будущей модели. В частности, под влиянием  главного конструктора и идеолога АЗЛК, Александра Федоровича Андронова, первые прототипы создавались на больших, 15 - ти дюймовых колесах, что объяснялось плохим качеством дорожного покрытия в стране.  13 дюймовые колеса были введены лишь после вмешательства АвтоЭкспорта. "В Европе такое уже не носят!" -  иронически замечали сотрудники ведомства.

Норвежский журнал «Техникенс верльд» («Мир техники») в 1968 году провел испытанияМ-408 на живучесть протяженностью в 1240 км по самым плохим дорожным условиям, по итогам которых писал, что:«Москвич-Элит» выдерживает жестокое обращение, и притом лучше, чем мы могли себе представить. Мы можем смело заявить, что немного есть на свете машин, которые вынесли бы такое испытание!"

А вот что говорил генерал Де Голль, ознакомившись с автомобилем в Париже:"У вашей машины хорошая репутация, она прочна, как мне сказали, вынослива и я желаю вам успеха"

Красноречивее всего об успехах М-408 на внешнем рынке свидетельствуют цифры экспортных продаж (в тысячах) шт.:

Год выпущено машин экспортировано машин
1964 80.168 32.052
1965 76.825 34.549
1966 82.374 42.508
1967 90.303 46.315
1968 97.666 53.392
1969 101.836 64.767
В 1968 году доля экспорта составила 55 процентов!

Наряду с базовой моделью, коллектив дизайнеров предлагает и совершенно дерзкий для советского автомобилестроения открытый вариант с кузовом кабриолет под именем "Турист", который впервые был оборудован инжектором разработки ЦНИИТА. Турист подходил под класс Gran Tursimo и являлся без сомнения очень красивым и элегантным автомобилем. Складной мягкий верх на нем не предусматривался. Предполагалось, что в случае непогоды два человека "легким движением руки" превратят машину в купе с помощью пластикового верха. Салон кабриолета был выполнен красным, а кузов черным.  На автомобиль устанавливали двигатель мощностью 63 л.с., что в сочетании с небольшой массой давало неплохие динамические показатели. Однако, в серию автомобиль не пошел. Почему - теперь уже сказать трудно. Возможно, из-за загруженности конвейера, а возможно - из-за нежелания правительства заниматься выпуском столь "буржуазного" автомобиля. К сожалению, ни один из экземпляров ни уцелел...

В 1967 появляется модель Москвич-412 с новым перспективным двигателем мощностью 75 л.с.  Существует мнение, что это мотор был "цельностянут" с двигателя БМВ - однако, это не так.  Главный конструктор АЗЛК Андронов, ревностно отслеживающий последние тенденции в мире автомобильных двигателей, первоначально поставил задачу копирования двигателя, однако на выходе агрегат унаследовал лишь часть конструкторских решений БМВ. Не верно считать 412-ый и преемником 408-ого Москвича. Это была лишь более мощная и более престижная модель линейки. В 1976 году М-408 превратился в 2138, а 412ый в 2140.

В 1969 году проходит рестайлинг обеих моделей.  Учитывая мировую моду, автомобиль получает шестиугольные фары производства ГДР (такие же ставились на забытый ныне Вартбург 353, а идею рестайлинга предложила все та же Скалдия-Волга), иные подфарники, решетку радиатора, задние фонари, а также изменения в салоне. Кроме того, автомобиль впервые в СССР получил усовершенствования, связанные с повышением пассивной безопасности, что отражалось в литерах его названия - "ИЭ". (Возможность экспорта) Важный факт: Москвич-408 первым в СССР прошел фронтальный краш-тест.  В 1967 году производство "412ых" так же освоил Ижевский автозавод. Его автомобили, имели, однако, более простой дизайн. Фактически,412-ый не только дал ИжАвто путевку в жизнь, но и похоронил его, как производителя современных автомобилей. До развала Советского Союза принципиально новых моделей заводу освоить не удалось. Впрочем, это отдельная грустная история.

В 70-ых гг. для поддержания имиджа, заводская раллийная команда много и часто принимает участие в соревнованиях. Чего им стоило это участие, много позже они напишут в своих мемуарах.  Кстати, по этому поводу существует один отличный сайт.  Самым легендарным ралли с участием команды АЗЛК, конечно было "Лондон - Мехико" 1970 года. 25.000 км по дорогам 25 стран.  О том, какие страсти кипели на дорогах этого соревнования, говорит хотя бы этот отрывок:

" Но еще более впечатляющими, чем гонки, были некоторые остановки. Да, да, вынужденная остановка экипажа Леонтия Потапчика в Сан-Пауло может быть, по-моему, занесена в анналы истории ралли,как не имеющая прецедента. Действительно, раллистам уже не раз приходилось «воевать» с различны-ми разъяренными животными — пантерой, кенгуру,верблюдом (был такой случай в ралли «Сафари») и даже со змеей, мстительно бросившейся вслед «наступившему» ей на хвост автомобилю. Но с вооруженными людьми?.. Такого я что-то про наше мирное племя раллистов еще не слыхивал.А вот в Сан-Пауло это произошло. Леонтий По-тапчик уже почти пересек весь город и выруливална шоссе, ведущее к Вентании, когда его вдруг обо-гнали две местные машины и стали поперек дороги,перегородив путь. Из машин выскочили пятеро че-ловек, бросились к «Москвичу», окружили его и начали, перебивая друг друга, что-то кричать, требовать, угрожать. Особенно неистовствовал один, с бородой, одетый явно не для приема в посольстве — на нем была какая-то наспех накинутая рваная курт-

ка и что-то вроде кальсон вместо брюк. Но... в руках у него был автомат, который он держал так, будтоидет в атаку на сильно укрепленную позицию противника..." (из книги Юрия Клеманова "Москвичи на Москвичах")

Все тот же журнал "За Рулем" в 1969 году описывал ралли Лондон - Сидней 1968 года ( 16.000 км, 11 стран)

Сейчас увидеть реплики раллийных Москвичей можно в музее на Рогожском валу(фотографии сделаны pkuneev )

М-408 выпускался серийно с 1964 по 1975 год, долгое время дополняя 412-ый в производственной программе. 412ый считался автомобилем более высокого класса, хотя тогда о классах особенно не рассуждали, обладание автомобилем само по себе уже указывало на  класс владельца.  В мае 1967 года с конвейера завода торжественно сходит миллионный автомобиль Москвич-408.

Помимо базового автомобиля в кузове седан, на производство были поставлены также универсал и фургон. Кроме того, из обычных Москвичей кустарным методом делались пикапы.  После четырех-фарного седана самым красивым автомобилем линейки, безусловно является фургон Москвич-433 с необычными гофрированными боковинами кузова. Обратите внимание, как красиво он выглядит на рекламе тех лет:

Москвич-434, отличающийся более мощным двигателем 412-ой модели и "живьем" выглядит весьма эффектно.

Москвич-408 также успел побывать киногероем.  Самую известную его "роль" мы уже описали выше - это машина шефа в Бриллиантовой руке...

... и головокружительная сцена погони в "невероятных приключениях итальянцев в России".   Пожалуй, самая масштабная и красивая погоня в отечественном кино снималась с использованием пяти Жигулей и пяти Москвичей, итальянских каскадеров, русских раллистов и поистине бесстрашного Андрея Миронова, выполнившего все трюки в фильме самостоятельно.

Конечно, рассказывать про этот автомобиль можно долго.  За долгую конвейерную жизнь он пережил победы и неудачи, превратился из современного в глубоко устаревший, а затем долгое время был предан забвению. С запуском АвтоВАЗа завод неуклонно катился в бездну и, в конечном счете,  эта бездна сожрала его без остатка. (Министром автомобильной промышленности тогда был бывший гендир АвтоВАЗа Поляков, грубо и напористо лоббирующий интересы родного предприятия)

Однако не хочется заканчивать этот рассказ на грустной ноте. Каждый автомобиль является олицетворением своей эпохи. В сияющих хромом колпаках динамичного, стильного Москвича словно застыло отражение той далекой эпохи. Эпохи открытия Космоса, больших амбиций и культовых фильмов...

Создателями М-408 были: главный художник Борис Иванов и главный конструктор Александр Андронов. Напоследок, подборка самых красивых (на мой вкус) фотографий М-408 (М-412)

P.S. Дорогие друзья: при обнаружении в тексте неточностей и подозрительных предметов просьба немедленно сообщать водителю (т.е. мне)

visualhistory.livejournal.com

Легендарный автомобиль Москвич 408 Elite - Авто / Мото - Шняги.Нет

Московский автозавод «МЗМА» (Московский Завод Малолитражных Автомобилей) всегда имел очень интересный подход к производственному процессу. Дело в том, что новые модели на заводе внедрялись поэтапно: сначала ряд деталей и узлов появлялись на моделях предыдущего поколения, и лишь после нескольких переходных моделей на конвейер окончательно вставал новый автомобиль.Так было и с автомобилями третьей генерации, первым из которых стал Москвич 408.1Легендарный автомобиль Москвич 408 Elite

2Легендарный автомобиль Москвич 408 Elite

Проектирование 408го началось в 1959 году и продолжалось несколько лет. В то время автозавод производил Москвич 403 – переходную модель с новыми агрегатами и старым кузовом, от которого 408ой и позаимствовал практически всю техническую часть. Фактически, 408ой – это Москвич 403 с новым кузовом.

Загрузка...

3Легендарный автомобиль Москвич 408 Elite Над кузовом Москвича 408 потрудились на славу. Его дизайн с ниспадающими к корме плавными линиями был очень передовым для СССР, а обилие хрома и динамичный силуэт придавали образу малолитражке несвойственные нотки роскошных лимузинов. Кроме этого, впервые в Советском Союзе на автомобиле применили 13-дюймовые колеса, что значительно понизило его габаритную высоту. А еще, Москвич 408 стал первым автомобилем, который подвергли краш-тесту на Дмитровском полигоне.4Легендарный автомобиль Москвич 408 Elite Для простых смертных был предназначен 408ой с двумя круглыми фарами. Но существовала также желанная четырехглазая версия, которую просто так внутри страны купить было нельзя. Зато, именно такие автомобили широко поступали на экспорт. Вообще, Москвич 408 очень долгое время оставался самым экспортируемым автомобилем в СССР – до конца 60х на экспорт уходило более половины всех выпущенных экземпляров. Автомобили экспортировали не только в соцстраны, но и в Западную Европу, преимущественно во Францию, Бельгию, Скандинавские страны, Финляндию. Более того, Москвичи 408 выпускались в Народной Республике Болгария, а также в Бельгии на заводах фирмы Scaldia-Volga S.A.5Легендарный автомобиль Москвич 408 Elite Когда дело касается экспорта, начинается самое интересное. Например, во Франции (и некоторых других странах Европы) Москвич не мог продавать эту модель под своим названием, ведь все трехзначные индексы с нулем посередине забронировал для себя Peugeot. Поэтому Москвич 408 продавался там, как Moskvitch Elite 1360. Иногда, какая-то партия экспортных машин «заворачивалась» приемочной комиссией, и такие автомобили поступали в продажу внутри страны.6Легендарный автомобиль Москвич 408 Elite Такое случилось и с этим 408м, на багажнике которого гордо красуется надпись Elite. Михаилу, владельцу автомобиля, удалось выяснить, что целую партию экспортных автомобилей, предназначавшихся для поставки во Францию, завернули, вероятно, из-за какого-то внутреннего дефекта и распродали внутри страны. Позор для политики Советского Союза и радость для современных коллекционеров, ведь такие реэкспортные Москвичи сейчас настоящая находка.7Легендарный автомобиль Москвич 408 Elite А чем же отличаются экспортные Москвичи от обычных 408х? Во-первых, как я уже писал выше, прерогативой всех экспортных моделей было четырехглазое оформление передней части. Под капотом размещался тот же двигатель, но форсированный до 55 л.с., а салон получил улучшенную отделку. Из других внешних отличий - хромовые оклады рамок дверей и уплотнителей стекол.

shnyagi.net

Москвич- 408: История одной легенды... - 1922

Как-то так получилось, что несмотря на некую истерию вокруг 21-ой Волги и признание её автомобилем-легендой, автомобилем-иконой и т.д. 60-70 гг, для меня образчиком стиля и дизайна тех лет в нашем автопроме является 408ой Москвич. Я бы даже так сказал - алый 408-ой Москвич с четырехфарной системой освещения. Удивительно, но я даже помню, как первый раз его увидел! Начало девяностых. Зима. Изредка сонное бдение маленькой улочки нарушает тарахтение очередной "копейки" или "шестерки". Иномарок ещё мало, Приор нет и в помине... И как-то из-за поворота выкатывается небольшой голубой автомобильчик с большими глазами-фарами в пол-передка и изящно, в легком крене заходя в поворот, продолжает движение.  Тогда он меня шокировал, ведь Москвич действительно был похож на  треклятые американские автомобили с самолетными килями из фильмов про Элвиса :-) Сегодняшний мой рассказ о нем - об автомобиле, на покупку которого в 1967 году уходило 41,5 средних советских зарплат, и на котором катался Шеф в знаменитом советском блокбастере "Бриллиантовая рука"  - знакомтесь: Москвич - 408.

  

Разработка автомобиля официально началась в  1959 году, когда стали очевидными две вещи: Москвич - 407, а впоследствии 403 стал чрезвычайно популярной моделью в "кап. странах", а второе - то что он безнадежно устарел.

Второе радовать советское руководство никак не могло, так как Москвич был продуктом стратегическим, 35-40 процентов выпущенных автомобилей уходили на экспорт. Даже американцы заинтересовались нашими Волгами и Москвичами. В апрельском выпуске журнала Популярная Наука за 1959 год проводится тест советских машин. Несмотря на ироничный заголовок "Русские легковые автомобили: стильные, но ленивые", некоторые качества Волг и Москвичей  оцениваются весьма высоко.  Кроме того, в 1959 году происходит сильнейшая идеологическая диверсия Штатов в виде американской выставки в Сокольниках, на которой, разумеется, были представлены и автомобили.  Выставка была для рядовых советских граждан шоком, однако для дизайнеров и конструкторов это было глотком свежего воздуха, ведь американская школа дизайна переживала тогда взлет.  Возможно, именно благодаря этой выставке М-408 получил свою четырехфарную систему освещения на экспортной версии. Тем временем, в 1960 г. завод получает полуофициальный статус производителя экспортной продукции и фактический карт-бланш на разработку новой машины.  12 апреля 1961 года вся страна и весь мир переживает удивительные, доселе неведанные чувства - Юрий Гагарин совершает первый полет человека в Космос. Уверен, что это достижение придало сил и дизайнерам Москвича. Теперь они просто не имели права создать некрасивый автомобиль! И "космическая" тема, безусловно, находит в отражение в футуристическом на тот момент интерьере машины, в хвостовых плавниках с вытянутыми элегантными фонарями, в решетке радиатора. Было построено 14 прототипов - невиданное поле деятельности для дизайнеров. Постепенно М-408 становился таким, каким мы привыкли его видеть:

Эти прототипы датированы 1962 годом:

Автомобиль выглядел весьма современно для своего времени. Вот таким образом выглядели. в частности, модели 1964 года именитых мировых производителей:

BMW 1500

Renault 8/10

Opel Kapitan A 

М-408

Как мы видим, Москвич находился очень даже в тренде тех лет. Что касается "начинки", то ахиллесовой пятой Москвичей были слабые и устаревшие двигатели. В частности, на М-408 стоял "расточенный" двигатель от модели М-407 мощностью 50 л. с.  Среди технических новшеств «Москвича-408» следует отметить автоматическую регулировку тормозов, педали подвесного типа (опробованные еще на «Москвиче-403»). Впервые в отечественном автомобилестроении были применены 13-дюймовые колеса, более безопасный капот двигателя с передними петлями, двухкамерный карбюратор К126-П с пусковым полуавтоматом прогрева. На «Москвич-408» устанавливали механическую четырехступенчатую коробку передач с синхронизаторами на высших передачах (рычаг управления первое время располагался на рулевой колонке), контактную систему зажигания, независимую переднюю и зависимую заднюю подвески (пружинная на поперечных рычагах спереди и рессорная сзади), а также телескопические амортизаторы.  

В 1964 году автомобиль увидел свет. Это событие было настолько знаменательным, что обложка ноябрьского номера журнала "За рулем" того года посвящается "Москвичу":

вот что пишет именитое издание по поводу выхода нового автомобиля:

"...«Москвич-408» - малолитражный легковой автомобиль с закрытым четырех-пятиместным кузовом. Так называемое пассажирское помещение расположено внутри колесной базы, багажник – в задней части кузова. Эта компоновочная схема, которая остается широко распространенной в практике мирового автомобилестроения. Она дает возможность наилучшим образом распределить полный вес по осям, что в свою очередь делает автомобиль устойчивым, помогает ему хорошо «держать дорогу»Красиво оформленный щиток приборов, установленный на съемной панели, объединяет спидометр, амперметр, указатели уровня бензина, давления масла в двигателе и температуры охлаждающей жидкости в двигателе. Кроме того, в щиток вмонтированы контрольные лампы дальнего света фар и указатели повтора.Помимо щитка приборов на панели установлены кнопки управления, радиоприемник на полупроводниках, ящик с крышкой, пепельница, прикуриватель, замок зажигания рычажки управления отопителем.»......«При создании нового автомобиля была проявлена большая изобретательность, что, безусловно, отразилось на его качествах. «Москвич-408» обладает хорошей плавностью хода и управляемостью на любых дорогах, он вполне комфортабелен, очень хорошо «держит дорогу» и послушен в управлении, тормоза работают легко и действуют на всем диапазоне скоростей. Достаточно высока у нового автомобиля динамика разгона и топливная экономичность. По прочности и износостойкости узлов и агрегатов он значительно превосходит модель 407.Большой интерес к «Москвичу-408» проявляют зарубежные специалисты. За последнее время завод посетили Делегации из ГДР, Кипра, ЧССР, Финляндии, Канады и Индонезии, которые детально ознакомились с новым малолитражным автомобилем и с подготовкой его производства. Машина получила у них высокую оценку. Хороший подарок автолюбителям страны сделал коллектив Московского завода малолитражных автомобилей!"...

Однако для СССР главным был, конечно, экспортный рынок. Мировой дебют М-408 состоялся в 1964 году на Лондонском Автосалоне. Вот что по поводу появления М-408 на "загнивающем" западе писали тогда газеты: (фото предоставлено пользователем  diecast43 )

А вот эта статья уже от 1968 года: 

На экспорт автомобили продавались обычно с четырьмя фарами, более мощным двигателем, хромовыми окладами рамок дверей и уплотнителей стекол, причем экспорт шел и в Западную Европу, преимущественно Францию, Бельгию, Скандинавские страны, Финляндию. Бельгийская фирма Scaldia-Volga продававшая Москвичи под именем Scaldia 408, в частности, устанавливала иную электропроводку, а так же покрывала крышу автомобиля винилом. В разных странах автомобиль назывался по-разному: Во Франции и ряде других стран машину продавали под названием Moskvitch Elite («Элит») или Elita, так как номера с нулем посередине (вроде 404, 405, 408 и т. д.) были законодательно зарезервированы фирмой «Пежо» для своих моделей. В Скандинавии, М-408 продавался под брэндом Moskvitch Carat. По европейским меркам, «Москвич» был довольно солидной машиной (класса family car — «семейная машина»), покупателей привлекали невысокая цена, стильный внешний вид, хорошая комплектация, крепкая конструкция и достаточно высокий уровень качества.

Москвичи, кстати, собирались и в братской Болгарии:

Интересно что некоторые конструктивные решения принимались именно под давлением "экспортной составляющей" будущей модели. В частности, под влиянием  главного конструктора и идеолога АЗЛК, Александра Федоровича Андронова, первые прототипы создавались на больших, 15 - ти дюймовых колесах, что объяснялось плохим качеством дорожного покрытия в стране.  13 дюймовые колеса были введены лишь после вмешательства АвтоЭкспорта. "В Европе такое уже не носят!" -  иронически замечали сотрудники ведомства.  

Норвежский журнал «Техникенс верльд» («Мир техники») в 1968 году провел испытанияМ-408 на живучесть протяженностью в 1240 км по самым плохим дорожным условиям, по итогам которых писал, что: «Москвич-Элит» выдерживает жестокое обращение, и притом лучше, чем мы могли себе представить. Мы можем смело заявить, что немного есть на свете машин, которые вынесли бы такое испытание!"

А вот что говорил генерал Де Голль, ознакомившись с автомобилем в Париже: "У вашей машины хорошая репутация, она прочна, как мне сказали, вынослива и я желаю вам успеха"

Красноречивее всего об успехах М-408 на внешнем рынке свидетельствуют цифры экспортных продаж (в тысячах) шт.:

Год выпущено машинэкспортировано машин
196480.168 32.052
196576.825  34.549
1966 82.374 42.508
196790.303 46.315
196897.666 53.392
1969101.836 64.767
В 1968 году доля экспорта составила 55 процентов!

Наряду с базовой моделью, коллектив дизайнеров предлагает и совершенно дерзкий для советского автомобилестроения открытый вариант с кузовом кабриолет под именем "Турист", который впервые был оборудован инжектором разработки ЦНИИТА. Турист подходил под класс Gran Tursimo и являлся без сомнения очень красивым и элегантным автомобилем. Складной мягкий верх на нем не предусматривался. Предполагалось, что в случае непогоды два человека "легким движением руки" превратят машину в купе с помощью пластикового верха. Салон кабриолета был выполнен красным, а кузов черным.  На автомобиль устанавливали двигатель мощностью 63 л.с., что в сочетании с небольшой массой давало неплохие динамические показатели. Однако, в серию автомобиль не пошел. Почему - теперь уже сказать трудно. Возможно, из-за загруженности конвейера, а возможно - из-за нежелания правительства заниматься выпуском столь "буржуазного" автомобиля. К сожалению, ни один из экземпляров ни уцелел...

В 1967 появляется модель Москвич-412 с новым перспективным двигателем мощностью 75 л.с.  Существует мнение, что это мотор был "цельностянут" с двигателя БМВ - однако, это не так.  Главный конструктор АЗЛК Андронов, ревностно отслеживающий последние тенденции в мире автомобильных двигателей, первоначально поставил задачу копирования двигателя, однако на выходе агрегат унаследовал лишь часть конструкторских решений БМВ. Не верно считать 412-ый и преемником 408-ого Москвича. Это была лишь более мощная и более престижная модель линейки. В 1976 году М-408 превратился в 2138, а 412ый в 2140.  

В 1969 году проходит рестайлинг обеих моделей.  Учитывая мировую моду, автомобиль получает шестиугольные фары производства ГДР (такие же ставились на забытый ныне Вартбург 353, а идею рестайлинга предложила все та же Скалдия-Волга), иные подфарники, решетку радиатора, задние фонари, а также изменения в салоне. Кроме того, автомобиль впервые в СССР получил усовершенствования, связанные с повышением пассивной безопасности, что отражалось в литерах его названия - "ИЭ". (Возможность экспорта) Важный факт: Москвич-408 первым в СССР прошел фронтальный краш-тест.  В 1967 году производство "412ых" так же освоил Ижевский автозавод. Его автомобили, имели, однако, более простой дизайн. Фактически, 412-ый не только дал ИжАвто путевку в жизнь, но и похоронил его, как производителя современных автомобилей. До развала Советского Союза принципиально новых моделей заводу освоить не удалось. Впрочем, это отдельная грустная история.

В 70-ых гг. для поддержания имиджа, заводская раллийная команда много и часто принимает участие в соревнованиях. Чего им стоило это участие, много позже они напишут в своих мемуарах.  Кстати, по этому поводу существует один отличный сайт.  Самым легендарным ралли с участием команды АЗЛК, конечно было "Лондон - Мехико" 1970 года. 25.000 км по дорогам 25 стран.  О том, какие страсти кипели на дорогах этого соревнования, говорит хотя бы этот отрывок:

" Но еще более впечатляющими, чем гонки, были некоторые остановки. Да, да, вынужденная остановка экипажа Леонтия Потапчика в Сан-Пауло может быть, по-моему, занесена в анналы истории ралли,как не имеющая прецедента. Действительно, раллистам уже не раз приходилось «воевать» с различны-ми разъяренными животными — пантерой, кенгуру,верблюдом (был такой случай в ралли «Сафари») и даже со змеей, мстительно бросившейся вслед «наступившему» ей на хвост автомобилю. Но с вооруженными людьми?.. Такого я что-то про наше мирное племя раллистов еще не слыхивал.А вот в Сан-Пауло это произошло. Леонтий По-тапчик уже почти пересек весь город и выруливална шоссе, ведущее к Вентании, когда его вдруг обо-гнали две местные машины и стали поперек дороги,перегородив путь. Из машин выскочили пятеро че-ловек, бросились к «Москвичу», окружили его и начали, перебивая друг друга, что-то кричать, требовать, угрожать. Особенно неистовствовал один, с бородой, одетый явно не для приема в посольстве — на нем была какая-то наспех накинутая рваная курт-

ка и что-то вроде кальсон вместо брюк. Но... в руках у него был автомат, который он держал так, будтоидет в атаку на сильно укрепленную позицию противника..." (из книги Юрия Клеманова "Москвичи на Москвичах")

Все тот же журнал "За Рулем" в 1969 году описывал ралли Лондон - Сидней 1968 года ( 16.000 км, 11 стран)

 

Сейчас увидеть реплики раллийных Москвичей можно в музее на Рогожском валу(фотографии сделаны pkuneev )

 

М-408 выпускался серийно с 1964 по 1975 год, долгое время дополняя 412-ый в производственной программе. 412ый считался автомобилем более высокого класса, хотя тогда о классах особенно не рассуждали, обладание автомобилем само по себе уже указывало на  класс владельца.  В мае 1967 года с конвейера завода торжественно сходит миллионный автомобиль Москвич-408.

Помимо базового автомобиля в кузове седан, на производство были поставлены также универсал и фургон. Кроме того, из обычных Москвичей кустарным методом делались пикапы.  После четырех-фарного седана самым красивым автомобилем линейки, безусловно является фургон Москвич-433 с необычными гофрированными боковинами кузова. Обратите внимание, как красиво он выглядит на рекламе тех лет:

Москвич-434, отличающийся более мощным двигателем 412-ой модели и "живьем" выглядит весьма эффектно. 

Москвич-408 также успел побывать киногероем.  Самую известную его "роль" мы уже описали выше - это машина шефа в Бриллиантовой руке...

... и головокружительная сцена погони в "невероятных приключениях итальянцев в России".   Пожалуй, самая масштабная и красивая погоня в отечественном кино снималась с использованием пяти Жигулей и пяти Москвичей, итальянских каскадеров, русских раллистов и поистине бесстрашного Андрея Миронова, выполнившего все трюки в фильме самостоятельно.

Конечно, рассказывать про этот автомобиль можно долго.  За свою конвейерную жизнь он пережил победы и неудачи, превратился из современного в глубоко устаревший, а затем долгое время был предан забвению. С запуском АвтоВАЗа завод неуклонно катился в бездну и, в конечном счете,  эта бездна сожрала его без остатка. (Министром автомобильной промышленности тогда был бывший гендир АвтоВАЗа Поляков, грубо и напористо лоббирующий интересы родного предприятия)

Однако не хочется заканчивать этот рассказ на грустной ноте. Каждый автомобиль является олицетворением своей эпохи. В сияющих хромом колпаках динамичного, стильного Москвича словно застыло отражение той далекой. Эпохи открытия Космоса, больших амбиций и культовых фильмов...

Создателями М-408 были: главный художник Борис Иванов и главный конструктор Александр Андронов. Напоследок, подборка самых красивых (на мой вкус) фотографий М-408 (М-412)

 

UPD: позволю себе небольшое лирическое отступление. Так как цветных фото Скалдии-408не нашлось, я решил "пофантазировать" на тему М-408 с виниловой крышей.Получилось криво,  но на мой взгляд, наглядно

P.S. Дорогие друзья: при обнаружении в тексте неточностей и подозрительных предметов просьба немедленно сообщать водителю (т.е. мне) 

cccp-foto.livejournal.com