ВАЗ-2122 Нива-Амфибия: "Отдать швартовы"! Лада 2122


ВАЗ-2122 - Плавающая Нива - Амфибия

           

В Авторевю мы закончили публикацию материалов Вадима Котлярова об истории создания на Волжском автомобильном заводе плавающего автомобиля на агрегатах Нивы: Как вы уже знаете, эта машина так и не пошла в серию — осталась «замороженной» на стадии опытных образцов. А таковых на сегодняшний момент сохранилось два: один находится в автомобильном музее Каунаса (теперь это уже заграница), а второй после ресурсных испытаний был куплен и восстановлен одним из авторов проекта. Находясь в частных руках, машина эксплуатировалась исключительно как сухопутное транспортное средство, ни разу не изведав водных просторов. Но нам повезло: как раз на этой Ниве мы и поездили, и поплавали.

СНАРУЖИ

Посмотрите на фотографии. Согласитесь, никому и в голову не придет, что этот автомобиль умеет плавать: машина не имеет абсолютно никаких внешних признаков амфибии! Просто джип, максимально упрощенный внедорожный автомобиль с нехитрым кузовом. И не более того.

Однако присмотревшись, можно заметить своеобразные детали: сделанные явно не для красы подштамповки на боковинах кузова, заметно выступающие «брови» колесных арок, солидные пороги...

Функции переднего бампера здесь выполняет выдвинутый вперед, причем с явным запасом, незамысловатый швеллер. Прямо под ним поперек кузова висит глушитель. Фары и подфарники — простейшие, от грузовиков, а вместо решетки радиатора — мелкая формованная сетка. Упоры на совершенно плоском капоте недвусмысленно намекают на возможность откидывания лобового стекла. Необычны боковые стекла: имея поворотные форточки, они при необходимости могут быть целиком откинуты наружу.

Глядя на дверной проем, невольно ловишь себя на мысли, что нижняя часть разъема «дверь—кузов» при плавании непременно окажется ниже ватерлинии. И вообще, предстоящий заплыв на этом аппарате заставил нас немного поежиться и хорошенько взвесить все «за» и «против». К тому же на дворе была осень, и вода в окрестных водоемах уже очень холодная!

Теперь подойдем сзади. Не старайтесь найти под «кормой» гребной винт или кожух водомета — ни того, ни другого здесь нет. А плывет В A3-2122 только за счет вращения колес. Изменение траектории движения на плаву также осуществляется поворотом рулевого колеса. Все как на обычном автомобиле.

Задний бампер заменяют две мощные стальные скобы с подштамповками. Выше и строго посередине закреплено запасное колесо. Традиционный для джипов проем «борт—дверь» отсутствует, а функции двери задка выполняет расстегивающийся полог тента. Да, облик спартанский...

ВНУТРИ

Интерьер автомобиля в полной мере соответствует его внешнему виду. Но вазовская родословная прослеживается невооруженным глазом, ведь многое оборудование взято от серийных моделей: рулевое колесо и комбинация приборов — от ВАЗ-2105, дефлекторы отопителя перешли по наследству от самого первого семейства, сиденья — от ВАЗ-2121, хотя и с изменениями: спинка заднего разделена пополам, и обе половинки можно полностью откинуть назад до упора в стенку кузова. Если при этом разложить и передние сиденья, то получатся неплохие спальные места. Очень функциональное решение.

В целом же интерьер выдержан в простом, тривиальном стиле. Главное — функциональность.

Для того, чтобы превратить плавающую Ниву в «кабриолет», нужно снять брезентовый верх и откинуть рамки лобового и боковых стекол

Органы управления режимами трансмиссии чисто сухопутные, от ВАЗ-2121. Но рядом с ними есть небольшая рукоятка переключателя топливных баков и маховичок кингстона. Открывают кингстон после плавания, для слива остатков попавшей внутрь кузова воды.

К вещам сугубо специфичным можно отнести кучку клавиш в левой части панели приборов. Ими управляется фара-искатель, переключаются датчики уровня топлива основного и дополнительного топливных баков и включаются электрические водооткачивающие насосы (они расположены в двойном днище автомобиля).

По соседству с рукояткой воздушной заслонки карбюратора расположилась ручка привода волноотражательного щитка. Его поднимают после входа в воду. Чуть ниже — управление жалюзи радиатора. При плавании без них не обойтись: прежде чем плюхнуться в водоем, жалюзи непременно должны быть закрыты, иначе моторный отсек зальет водой.

ПОЕХАЛИ!

Как только садишься за руль, сразу узнаешь хорошо знакомую Ниву.

В городской толчее автомобиль держится вполне уверенно, а по шоссе без особого напряжения бежит «сотню». Отметим только, что резвость машины сильно угасает при полной загрузке: дает себя знать относительно слабый двигатель.

Поскольку шумоизоляция салона конструкцей не предусмотрена (изолирующие коврики неизбежно намокнут при плавании), внутри машины шумно. Кроме досаждающего звука двигателя, слышно как шлепают по асфальту зубастые шины ВлИ-5, да и хлопающий на ветру тент не помогает сохранить тишину. Так что на твердых дорогах побаловать пассажиров комфортом эта машина не может.

А вот на грунтовке — картина иная. Машина уже в родной стихии. По пересеченной местности она идет вполне уверенно, практически не уступая своему сухопутному прототипу — обычной Ниве. Мощности мотора ВАЗ-21011 (1,3 л) в тандеме с измененным передаточным отношением главной пары (4,44) вполне хватает для спокойного продвижения, но реализовывать на бездорожье динамичный стиль езды этот мотор уже не позволяет.

Снимаем тент. Да, путешествие в открытом автомобиле — это совсем другое дело! Понятия «джин» и «кабриолет» отлично дополняют и обогащают друг друга! Тот восторг, который испытал всякий, кто ездил в открытом автомобиле по цивилизованному покрытию, на бездорожье усиливается во сто крат.

И хотя холодный октябрьский ветер, скажем так, бодрил нас, то теплые потоки воздуха от двигателя, просачиваясь из щелей на капоте, подогревали лицо и руки, не давая замерзнуть. /

И вот мы приступили к самой ответственной части теста, к тому, ради чего все это и затевалось.

В ВОДУ!

Подготовку к водной прогулке мы провели в строгом соответствии с инструкцией. Сначала — облачились в спасательные жилеты. А поскольку было их у нас только два, то и число участвующих в заплыве определилось однозначно. Еще надо было закрепить специальный буй, который, ежели мы пойдем ко дну, обозначил бы место затопления. Сами понимаете, что мандраж от этих процедур усилился. Если честно, то нам не верилось, что этот джип поплывет.

Итак, включаем блокировку дифференциала вместе с «нижним» рядом трансмиссии и робко подкрадываемся к воде. Закрываем жалюзи! Аккуратно, аккуратно... Нос машины погружается все глубже. Привычный звук двигателя меняется на булькание. Вода доходит до кромки капота. В этот момент грунт под передними колесами вдруг «проваливается», и, качнувшись, передок оказывается на плаву.

Плывем? Плывем! Плывем, черт подери!

Теперь надо «передернуть затвор» волноотражателя и включить водооткачивающие насосы. Сделано.

Переходим на третью передачу — и Нива решительно устремляется к середине озера.

Сидящие на берегу рыбаки оторопели и побросали удочки. Кто-то из них, наверняка, в очередной раз поклялся бросить пить.

Пытаемся плавно повернуть. Крен наружу поворота (ну прямо как на шоссе!) — и машина точно отслеживает заданную траекторию. Дада, несмотря на качку, рулится автомобиль на воде просто отменно! На первый раз хватит. Разворачиваемся к берегу и нацеливаем машину на обозначенные прутиками въездные «ворота». «Стоп!» — кричит с берега фотограф: надо сделать пару кадров. Водитель послушно выключает передачу и касается ногой педали тормоза. Машина продолжает движение вперед. Еще раз тормоз. Ха-ха! Да ведь мы еще в воде! Какую в таких случаях дают команду капитаны? «Полный назад!» Включаем заднюю передачу, добавляем оборотов — и инерция заметно гасится.

Подкапотное пространство не оставляет сомнений, что это — именно ВАЗ, однако есть много специфических отличий

Перед первым заплывом было страшно мы не были уверены, что машина поплывет, а не уйдет под воду

Только после того, как машина вновь выехала на твердый грунт, мы поверили, что ВАЗ-2122 — действительно амфибия

Вот и берег. Передние колеса зацепились за грунт, и, получив нагрузку, двигатель заметно сбавил обороты, намереваясь заглохнуть. Первую передачу, больше газа — и машина легко выпрыгивает на берег.

Насосы продолжают выплевывать воду из отверстий в левом переднем крыле. Да, набралось водички изрядно. Открываем кингстон. Водопад! Непонятно, где могло скрываться такое количество воды, ведь к концу заплыва на коврике у ног появилась лишь едва заметная лужица? Как выяснилось, один из лючков в днище по недосмотру был приоткрыт на толщину пальца. Можно сказать, что наш лайнер имел пробоину.

Бурно обмениваемся впечатлениями. Спецы нас уверяют, что плыть можно раза в два быстрее: надо просто держать более высокие обороты двигателя. И еще. Поначалу оба сидели на передних сиденьях, поэтому незагруженная «корма» (дополнительный бак — пустой, а основной был заполнен только наполовину) всплыла, заставив носовую часть машины погрузиться в воду больше положенного. Решив исправиться, совершаем второй заплыв.-

На суше ВАЗ-2122 практически ничем не уступает обычной Ниве, если не считать не столь мощного двигателя. Обратите внимание на расположение глушителя

В воду теперь вошли смелее. Поскольку «штурмана» пересадили назад, капот автомобиля приподнялся. Совсем другое дело!

Больше газа. По сторонам расходятся усы волн, а сзади — целый бурун. Ни дать ни взять — катер.

Что делать дальше? Как смоделировать «предельные режимы», да и какими они должны быть? Дождаться шторма?

Нет, это все не то. Испытание мы придумали посерьезнее... Доплыв до середины озера, глушим двигатель. На берегу — легкое замешательство, кто-то уже начал было снимать сапоги. А узнав, что мотор мы остановили специально, стали крутить пальцем у виска.

Терпеливо ждем, пока вода полностью заполнит глушитель. А если после этого мотор не запустится? Что, руками будем грести?

Так, пожалуй что хватит. Стартер. Фыркнул глушитель — и двигатель как ни в чем не бывало весело застрекотал. Мы смахнули со лба холодный пот.

В перерыве между заплывами- слушаем зрителей. Оказывается, машина так высоко торчит из воды, что производит впечатление идущей вброд по мелководью; трудно поверить, что она плывет!

В общей сложности мы совершили четыре заплыва. Нива ни разу не дала сбоя. Машина действительно умеет плавать, причем именно плавать, а не держаться на плаву. И очень похоже, что запас водоходных качеств этой амфибии позволит, при необходимости, бороться даже с умеренным течением.

НЕМНОГО О ГРУСТНОМ

Заключительная часть будет краткой, ибо анализировать потребительскую нишу, как это ни печально, смысла нет. Не найдете вы координат торгующих организаций. И бессмысленно говорить о цене. Ведь как явление в отечественном автомобилестроении ВАЗ-2122 не состоялся. Автомобиль-призрак, о существовании которого студентам автомобильных вузов под большим секретом рассказывали на военных кафедрах, из-за катаклизмов экономики оказался мертворожденным.

Видео

lada-niva.ru

11 удивительных концептов «АвтоВАЗа», о которых забыли - Это интересно - Журнал

Все мы привыкли к иконам «АвтоВАЗа», и не можем представить, что «шестерки» и «Нивы» могли выглядеть как-то иначе. Между тем за десятилетия в конструкторском бюро «Волжского автозавода» были созданы десятки концептов и идей, которые могли поменять ход истории, оставив след на вазовских автомобилях. Некоторые из этих прототипов сегодня смотрятся смешно, а некоторые довольно интересно и необычно.

ВАЗ-Э1101 «Чебурашка» (1972)

ВАЗ-Э1101 «Чебурашка» (1972). Фото с сайта autowp.ru

Если помните, первым серийным автомобилем «АвтоВАЗа» была модель седана ВАЗ-2101 или «копейка» на базе Фиата-124. Однако запуску предшествовала собственная вазовская разработка — проект Э1101 «Чебурашка». Модель была создана практически с нуля, имела 0,9-литровый 50-сильный двигатель собственного производства «Волжского завода», передний привод и независимую подвеску «Макферсон».

ВАЗ-2122 «Река» (1976)

ВАЗ-2122 «Река» (1976). Фото с сайта autowp.ru

Полноприводный армейский автомобиль-амфибия ВАЗ-2122, получивший прозвище «Река», разрабатывался на базе агрегатов автомобиля ВАЗ-2121 «Нива», в будущем этот внедорожник планировалось поставлять военным. Для откачивания просочившейся в корпус воды автомобиль был оборудован специальным насосом от БТРов, а для быстрого слива воды после преодоления водной преграды в днище был выполнен люк-кингстон. Хорошую проходимость на суше «Реке» обеспечивал достаточно мощный 1,6-литровый мотор и широкие шины. Однако были и слабые места, относящиеся к кузову, который постоянно сминался в районе днища, и пропускал воду через проемы дверей. Прототип ВАЗ-2122 «Река» не попал на конвейер, а жаль! Хорошее дополнение «Ниве».

ВАЗ-Porsche 2103 (1976)

ВАЗ-Porsche 2103 (1976). Фото с сайта autowp.ru

В 1976 году, во время сотрудничества «ВАЗа» и Porsche, немецкие конструкторы предложили проект доработок автомобиля ВАЗ-2103, который назывался ВАЗ—Porsche 2103. Несмотря на то, что созданный прототип выглядел лучше, в серию он не пошел. На «ВАЗе» решили остановиться на «шестерке», которая была проще в производстве.

ВАЗ 2802-01 «Пони» (1980)

ВАЗ 2802-01 «Пони» ( 1980). Фото с сайта autowp.ru

Электромобиль, бортовой грузовик с одноместной кабиной. На этом экспериментальном автомобиле конструкторы «ВАЗа» впервые применили сплав алюминия в конструкции кабины, рамы и бортовой платформы. Это позволило значительно снизить вес электромобиля и увеличить его полезную нагрузку. «Пони» собрали в двух экземплярах, с открытым и закрытым кузовом. К сожалению, ни один из автомобилей не сохранился.

ВАЗ 2105 «Жигули». Опытный образец

ВАЗ 2105 "Жигули", опытный образец. Фото с сайта autowp.ru

ВАЗ 2107. Модернизированный опытный образец (1987)

ВАЗ 2107. Модернизированный опытный образец (1987). Фото с сайта autowp.ru

Lada «Гном» (1990)

Lada «Гном» (1990). Фото с сайта autowp.ru

В 1990 году «Волжский автозавод» выкатил свой молодежный мини-автомобиль — ВАЗ-1151 «Гном». Построенный на агрегатах «Оки» прототип разработали конструкторы Хаинов и Парфёнов, био-дизайн ультракомпакта придумал Евгений Лобанов. В начале 90-х на платформе «Гнома» был создан электромобиль «Гном-электро» с запасом хода 110 километров. Максимальная скорость модели составляла 90 километров в час. Как вы думаете, сколько пассажиров помещается этом 2,87-метровом чуде? Четверо! Двое взрослых и двое детей.

Lada «Эльф» (1991)

Lada «Эльф» (1991). Фото с сайта autowp.ru

«Эльф» — пляжно-городская модификация «Гнома». Этот прототип был представлен публике 6 октября 1992 года на международном автосалоне в Париже.

Lada Rapan (1998)

Lada Rapan (1998). Фото с сайта autowp.ru

В 1998 году на международном автосалоне «Париж-98» в Риме представили экспериментальный электромобиль Lada Rapan. «АвтоВАЗ» планировал привлечь для выпуска этой модели одну из крупных российских энергокомпаний, которая бы обеспечила проект электротрансформаторами для электрозаправки. Но заинтересованности проект так и не получил.

Lada Peter Turbo (2000)

Lada Peter Turbo (2000). Фото с сайта autowp.ru

В 2000-м году появился концепт-кар Peter Turbo. Впрочем, концептом эту модель назвать довольно трудно, скорее, это всего лишь макет, который демонстрировал представление об аэродинамичном однообъемном автомобиле. Модель спроектировали дизайнеры НТЦ «АвтоВАЗа» во главе с Сергеем Синельниковым, коэффициент аэродинамического сопротивления макета составлял 0,2.

Lada Crossover (2008)

Lada Crossover (2008). Фото с сайта blogocar.net

Lada Crossover (2008). Фото с сайта vw-golfclub.ru

В 2008 году в рамках Московского автосалона на стенде «АвтоВАЗа» дебютировал шоу-кар Lada Crossover, который был построен по проекту победителя всероссийского конкурса студенческих работ. Прототип представляет собой компактный кроссовер с полным приводом, комфортабельным салоном и удобным багажным отсеком.

quto.ru

История проектов АвтоВАЗа: амфибия ВАЗ 2122

Создание крупного автозавода в Тольятти и начало серийного производства автомобилей ВАЗ-2101 вызвало определённый интерес у Министерства обороны на предмет организации на ВАЗе производства легких армейских джипов со "способностью преодолевать водные преграды". Аналогичную работу в то же время вели, в частности, на УАЗе (проект "Ягуар" на платформе УАЗ-469), работали над амфибиями в ГДР и в ФРГ, в американской армии пытались "научить плавать" знаменитый Форд М151. С участием заказчика (Министерство обороны СССР) были наработаны, а в 1973 году утверждены тактико-технические характеристики (ТТХ) автомобиля, где были отражены специфические требования к машине- максимальная ширина преодолеваемой водной преграды, высота волны и скорость течения, скорость движения на плаву, радиус циркуляции, а также требования по предельным температурам эксплуатации и высоте преодолеваемых горных перевалов.

01. История вазовских полноприводников началась с этого гипсового макетика, вылепленного Ю. Даниловым в начале 1971 года. Не было ещё ни "Нивы", ни амфибии. Были мысли дизайнера о том, каким может быть будущий джип.

02. В силу определённой секретности всего, что связано с армией, материалы по ТТХ хранились в дирекции на ул.Белорусской. Ознакомиться с ними мог лишь ограниченный круг людей. Никаких записей или, ксерокопий делать не позволялось категорически. Поэтому конструкторам приходилось чуть ли не заучивать наизусть формулировки и цифры. Поэтому разработали внутреннее техническое задание, а впоследствии и технический проект на "автомобиль для рыбаков и охотников" – так именовалась армейская амфибия в открытой переписке. На фото- полноразмерный макет из дерева.

03. Автором первых вариантов был молодой дизайнер Александр Еремеев. "Изюминкой" экстерьера автомобиля было то, что он совершенно не производил впечатления плавающего. С полной уверенностью можно сказать, что по этой части аналогов в мире нет до сих пор. Наличие базовой машины заранее исключило все дискуссии по поводу вариантов кинематической схемы. Всё было ясно и так – полностью используются двигатель и шасси "Нивы" (к тому времени – это был уже 1974 год – она уже обрела конкретность). Машина получила заводской индекс 2122. Так она и вошла в историю, как двадцать вторая" – ни собственного имени, ни даже прозвища она так никогда и не удостоилась. Более всего подошёл бы "крокодил", но это имя уже намертво прилипло к первым "Нивам".

04. Проверка первого кузова амфибии на герметичность в глубоководной ванне трека ВАЗа (весна 1976 г.)

05. Так выглядели первые образцы вазовской амфибии. На снимке - образец № 2, отличающийся от первого лишь дополнительными боковыми окнами в задней части тента. Машина подготовлена к плаву (щиток волноотражателя откинут вперёд, передний воздухозаборник закрыт номерным знаком).

06. Образец № 1, первый вход в воду (Васильевские озёра, лето 1976 г.).

07. Скорость "с колёс", без винта, составила 4,3 км/ч - весьма неплохо, плюс - завидная менёвренность - не хуже, чем на суше.

08. Первый и второй образцы на плаву (Васильевские озёра).

09. Выход на берег (впереди - образец № 2).

10. Образец второй серии в экспериментальном цехе. От первых образцов эти машины легко отличить по переднему воздухозаборнику и решёткам выброса воздуха на бортах. Бросаются в глза несуразно большие камазовские зеркала.

11. Образцы вышли из цеха на «технологических» шинах ВлИ-5 (несоразмерность с арками очевидна). Опытные шины ВлИ-6 будут установлены позднее.

12. Как и на I серии, панель приборов выполнена подчёркнуто спартанской.

13. На водоёме НИИ-21 был произведён эксперимент плава на колёсах разного диаметра. Сначала пошла машина на «больших» колёсах ВлИ-6, которые в очередной раз подтвердили свою высокую эффективность.

14. Следом в воду пошёл образец на стандартных «нивовских» шинах ВлИ-5 с соответственно доработанными колёсными арками. Оказалось, что и на «маленьких» шинах ВлИ-5 водоходные качества практически не изменились.

15. Ходовой макет ХМ-2122 нак кузове 2-й серии с шинами ВлИ-5 с сопровождающей «Нивой» на пути в Среднюю Азию (привал в пути).

16. Образцы третьей серии стали заметно компактнее. От последующих их можно отличить по отсутствию «форточек» - стёкла были сдвижными. Да еще откачка воды производилась только из трансмиссионного отсека. На борту видно выходное отверстие, а под днищем - соединительный шланг, оторвать который на бездорожье проблем не составляло. Такая «откачка» не прошла.

17. Образец третьей серии перед плавом. Передний воздухозаборник закрыт перекидной заслонкой.

18.

19.

20. Тяговые испытания на размокшей пашне

21. Образец третьей серии, доработанный испытателями (уменьшен передний воздухозаборник, на дверях введены «форточки») - прообраз серии 400.

22. Доработанный образец серии 400 выходит из воды.

23. Янаврь 1985 г. Первый образец серии 500 (ПТ-501). Шесть образцов этой серии весь год будут проходить войсковые испытания в условиях реальной эксплуатации в различных военных округах - от Туркмении до Забайкалья.

24. При работе на плаву приходилось выводить выхлоп в сторону выше ватерлинии.

25. Испытания на фронтальный удар дали положительный результат.

26. Так выглядел образец последней серии. Один из образцов сейчас находится в заводском техническом музее, один стоит в Рязанском военно-автомобильном музее, третий оказался за границей, в музее Каунаса.

Коротко о проекте ВАЗ 2122:Начало разработки ВАЗ-2122 практически совпало с постановкой на производство "Нивы". И первый опытный образец плавающего автомобиля был собран в 1976 году. Дальнейшая судьба этой амфибии типична для многих военных заказов. Поскольку желания заказчиков, как правило, не совпадали с их возможностями, финансирования не хватало, и работать приходилось в долг. Разработка проекта длилась очень долго, более десяти лет. За это время были разработаны и поставлены на производство на ВАЗе: «Нива», семейство «классики» 2105/07, семейство переднеприводных автомобилей 2108. За эти годы поменялась военная доктрина у американцев, а соответственно – и у нас. Приоритетными стали другие виды вооружений, а не плавающий автомобиль командира роты. Нашу амфибию, увы, поджидала печальная участь.

Были проведены все положенные приёмочные испытания, вплоть до десантирования с парашютом. Устранены все замечания государственной комиссии. Проведены показательные заезды и заплывы с участием руководства Министерства обороны. Возможностями нашей амфибии все остались весьма довольны. После чего нам сказали: «Хороший автомобиль, но денег пока нет». Прошёл ещё год. Министр обороны Д. Устинов, отдыхая летом в «Волжском Утёсе», посетил ВАЗ. Во время посещения ему был показан ВАЗ-2122. Автомобиль министру явно понравился. Генеральный директор В. Исаков ему и предложил: «Шесть миллионов, и через год начнётся производство!». «У меня таких денег нет!» – ответил Устинов. На этом разговор закончился, и колоссальный труд большого коллектива разработчиков, который продолжался более десяти лет, оказался в итоге никому не нужным. Шесть миллионов на постановку автомобиля на производство – по тем временам деньги относительно небольшие. Думается, что найти такую сумму особого труда не составляло.

Изначально предполагалось мелкосерийное производство этих автомобилей – 500 шт. в год.Уникальный, самобытный, чисто российский автомобиль, в который его создателями было вложено столько фантазии, изобретательности, души и труда, оказался невостребованным.

По материалам книги "Высокой мысли пламень", часть 2 http://www.vaz-2106.ru/books/vmp2/

посмотрите также КАТАЛОГ ВСЕХ МОИХ ЗАПИСЕЙЯ в соц. сетях (ВКОНТАКТЕ) (В ФЕЙСБУКЕ)

chronograph.livejournal.com

ВАЗ-2129 – неизвестная «Нива»

«Нива» – первый российский внедорожник, выпуск которого начался в далеком 1977 году. 30 лет своей жизни этот автомобиль провел достаточно бурно. Пережил несколько собственных модификаций, стал родителем для других машин, у некоторых «детей» сам научился новым функциям. Но все эти автомобили объединяло и продолжает объединять одно качество – серия 21. Первая машина получила заводской номер 2121. Специалисты назовут 21213, 2131 и другие, однако далеко не все припомнят ВАЗ-2129.

ваз 2129

Одним из отличий данного авто от других «Нив» стало собственное имя – «Кедр». Насколько его можно считать официальным – говорить не станем. Но даже у «Кедра» есть собственный «ребенок» – «Утилитер». В то же время в некоторых кругах версией «Кедр» принято считать модель 2130, которая тоже является разновидностью «Нивы». Однако у 2129 и 2130 разница только внутри – внешне их вполне можно спутать. Поэтому в обзоре рассмотрим ВАЗ-2129, но несколько слов будет сказано и о другой модификации.

История

Первая «Нива» появилась на конвейере в апреле месяце 1977 года. Очень быстро завоевав популярность, эта модель выпускалась почти 15 лет. В 1993 году разработчики меняют внешний и внутренний облик, и из ворот завода выходит новая «Нива 4х4». Собственно говоря, формулу привода на все колеса использовали как и первые «Нивы», так и более известный автомобиль под названием «Нива Шевроле».ваз 2129 пикап

В то же время на «АвтоВАЗе» продолжались разработки боковых ветвей, основанных на шасси полного привода. Таковой стала и «Нива» ВАЗ-2129 – все тот же 3-дверный внедорожник. Хотя назвать его стандартной «Нивой» было сложно. К этой идее на заводе пришли, когда на базе трехдверного автомобиля стали планировать пятидверный. Для двух дополнительных дверей нужно место. И конструкторы просто удлинили обычную версию 2121. Сначала она использовалась только для проработки идеи 2131. Но когда машина получила свои очертания – удлиненную трехдверную версию решили выпустить тоже. Так в вначале 90 годов появляется «Нива» ВАЗ-2129 – удлиненный вариант обычной.

Модификации

Хотя данная модель и являлась для конструкторов переходной от трех к пяти дверям, едва появившись на рынке, этот автомобиль нашел своего покупателя. Одной из причин послужило то, что, по сути, оставаясь «Нивой», данный автомобиль позволял перевезти больший объем груза. Второй причиной стало то, что модель не оказалась серийной. Собиралась она небольшими партиями, поэтому спрос на такую машину был повышенным.

  • Благодаря такому интересу общественности, конструкторы опять взялись за проект ВАЗ-2129. Модификацией «Кедра» стал «Утилитер». Он получил тот же код, что и «родитель», но имеет удлиненный грузовой отсек и всего два места – водительской и переднего пассажира. На задние боковые стекла, а также между сидениями и грузовым отсеком устанавливались решетки.
  • Очередной версией этой машины стала модель 2130. Внешне автомобиль оставался все тем же 2129, поэтому в некоторых изданиях его называют 2129-01. Создавая эту модель, конструкторы вспомнили о 2108, в результате чего 2130 получил заднее сиденье от восьмерки. Собственно говоря, это и была восьмерка, но с полным приводом и внешним видом от удлиненного 2121.нива ваз 2129
  • К модификациям можно отнести и версию 2120 – первый минивен российского производства.
  • Также выпускались несколько других разновидностей, одной из которых можно назвать ВАЗ-2129 (пикап). По своей сути, это был открытый вариант версии «Утилитер». В процессе разработки эта модель получила номер 2329.

Особенности

Главной фишкой модели можно назвать одну – это удлиненный вариант машины, выпускаемой с 1977 года. Остальные особенности хорошо знают владельцы других «Нив». К ним можно отнести повышенный расход бензина, постоянный полный привод, не отключаемый дифференциал и другие фишки, присущие автомобилю этой марки.

Заключение

В отличие от многих западных внедорожников, иногда буксующих на ровном месте, в России производится автомобиль, рассчитанный на наши реалии. За свою 30-летнюю историю он вырос как в смысле начинки, так и в смысле длины, став из трехдверного пятидверным. Но мало кто знает, как собиралась пятидверная модель. Ведь в ее основу легла удлиненная версия «Нивы», которая выходила под заводским номером ВАЗ-2129 и, кроме пятидверной, дала старт ещё нескольким автомобилям Волжского завода.

fb.ru

Разные модели машин Нива

автомобиль Нива автомобиль Нива

Первым доступным для всех кроссовером в советское время стала машина под названием Нива. В 77-м году началось серийное ее производство. Большинство людей считают Ниву самым лучшим автомобилем, который смог произвести отечественный автопром. Во всем мире имеется много фанатов этого советского детища автомобилестроения. Внешний вид легкового автомобиля, высокий клиренс, качественный салон и ничего общего с джипами со времен начала выпуска, именно такой Ниву увидели автолюбители. И до сегодняшнего дня сама концепция, пусть и проходит модернизация, и осуществляются усовершенствования, осталась прежней: Нива представляет собой внедорожник, который имеет маневренность и легкость в управлении легкового автомобиля.  

Технические параметры и комплектации авто

обзор автомобиля Нива

ВАЗ 2121 (Lada Niva 4x4x)

ВАЗ 2121 ВАЗ 2121

Производилась данная модель с 77 по 93 годы. Она оборудовалась мотором с мощностью в 75 лошадиных сил, а объем агрегата составлял 1,6 литра, а также в оснащение входила четырехступенчатая коробка скоростей. Именно с данного авто и начался серийный выпуск внедорожников советского автопрома.

ВАЗ 21211 (Lada Niva 1.3)

ВАЗ 21211 ВАЗ 21211

Эту модель производили для экспорта в те страны, где официально действовал налог на машины, которые имели моторы объемом больше 1,5 литра. Большой популярность модель не пользовалась, потому, как мощности мотора в 69 лошадок с объемом в 1,3 литра не было достаточно для того, чтобы проехать по бездорожью, а на обычных дорогах от таких параметров страдала ее динамика.

ВАЗ 2122 (Lada Niva 4x4)

ВАЗ 2122 ВАЗ 2122

Данная модель отличалась от стандартного варианта тем, что в ней руль располагался с правой стороны. Ее выпускали, ориентируясь на авторынок Великобритании, но в истории зафиксированы данные, что эта модель также поставлялась и на острова Японии.

ВАЗ 2122.600

ВАЗ 2122.600 ВАЗ 2122.600

Официально данная модель носила название «Река». Ее разработали специально для использования армией. Это был автомобиль амфибия, который оснащался такими же узлами и агрегатами, как и ВАЗ 2121. После некоторых доработок машина стала оборудоваться герметизированным двухдверным кузовом. Но на серийный поток машина так и не поступила, даже после того как прошла успешно все государственные испытания.

ВАЗ 21213

ВАЗ 21213 ВАЗ 21213

Не смог стать «Тайгой», хотя его официальное название «Тайга». Если ее сравнивать с первым вариантом, то стоит сказать, что данный автомобиль был оснащен агрегатом, имеющим объем в 1,7 литра и имел мощность в 81,8 лошадиных сил. Большая мощность, уменьшенный расход горючего этого достигли при помощи изменений внесенных в карбюратор и систему зажигания. Также модель заполучила усовершенствованные формы фонарей и задних дверей, и это только небольшая часть новшеств, которые были воплощены в этой модели.

ВАЗ 21214 (Lada 4x4)

ВАЗ 21214 ВАЗ 21214

Эта модель была доработана с помощью монтажа впрыска топлива центрального типа из варианта «Тайги». В 2002 году данную модель 21214-10 оборудовали мотором, который отвечал нормам Евро-0, спустя четыре года 21214-20 получил агрегат по требованиям Евро-2. И в этом же году модель переименовали в Lada 4x4 с тремя дверями. А уже в 2008 году на машину 21214-30 были установлены моторы, которые работали по требованиям Евро-3.

ВАЗ 21215

ВАЗ 21215 ВАЗ 21215

Эта модель Нивы производилась на протяжении 8-ми лет с 99 года по 2007 год и предназначена была для экспорта. Помимо дизельного мотора от Пежо XUD 9SD эта модель оснащалась улучшенным бампером, спойлерами, дисками легкосплавного типа и многими другими деталями

ВАЗ 21216

ВАЗ 21216 ВАЗ 21216

Эта модель носит название «Тайга» и имеет руль расположенный с правой стороны, оборудована карбюраторным агрегатом, ее производили для экспорта. На платформе «Тайги» также производилась и модель ВАЗ 21217, только она была оснащена мотором с объемом в 1,3 литра.

ВАЗ 21219

ВАЗ 21219 ВАЗ 21219

Вариация этого автомобиля – это гибридная модель первой Тайги, от которой ему досталась подвеска и кузов, а вот от модели 21213 он заполучил мотор и трансмиссию. Производился автомобиль на протяжении двух лет в девяностых годах.

ВАЗ 2121Б

ВАЗ 2121Б ВАЗ 2121Б

Для выпуска этой вариации машины взяли за основу ВАЗ 2121, на его платформе общими стараниями ВАЗа и БРОНТО была произведена бронированная машина, предназначавшаяся для инкассаторов.

ВАЗ 2121Ф

ВАЗ 2121Ф ВАЗ 2121Ф

Этот автомобиль являлся коммерческим. Он предназначался для экспорта в страны дальнего зарубежья, где закон предполагает льготы на такого типа автомобили. Версия фургонного типа, то есть это объединение модификаций ВАЗ 2121 и 21213, часть салона сзади была переделана под грузовое отделение. Защита трубчатого типа, которую добавили за сиденьями впереди, что помогает обеспечивать безопасность груза, если автомобиль будет резко тормозить.

Lada 4x4M

Lada 4x4M Lada 4x4M

Эта модель является одной из последний модификаций Нивы. Она была создана на платформе ВАЗ 21214, сюда добавили усовершенствованные светотехнические приборы и комплектующие от авто Chevrolet Niva. Также были изменены и основные узлы в трансмиссии, и салон машины.

Если рассматривать удлиненные версии Нивы, то особенно интересными являются Форс, Ландоле и пятидверная Лада 4х4.

Форс или ВАЗ 212180

ВАЗ 212180 ВАЗ 212180

Это машина для инкассаторов. Имеет максимальный уровень безопасности в любом отношении: автомобиль бронированный, в оснащение входит система тушения пожара в отсеке мотора, имеется также пожаробезопасный бак для горючего. Дополнительная масса, которая составляет 430 кг, компенсирована оснащением автомобиля амортизаторами усиленного типа и также подвеской, имеющей увеличенный диаметр.

Ландоле (ВАЗ 212183)

Ландоле (ВАЗ 212183) Ландоле (ВАЗ 212183)

Этот автомобиль создали для отдыха. Этот внедорожник производится только по индивидуальному заказу клиента. Силовой каркас из труб дает возможность во время плохой погоды натягивать тент. Сидения обтянуты кожзамом, что позволяет очень просто вымыть или протереть салон автомобиля. Салон имеет окраску из комбинирования двух цветов, также авто имеет обвесы из пластика, что дополняет пляжный внешний вид, делая его более интересным и оригинальным.

Пятидверная Лада 4х4

Пятидверная Лада 4х4

В качестве платформы тут взяли ВАЗ 21213. С 93-го года освоили выпуск ее удлиненной версии на 50 сантиметров. Изменили также базу колес, увеличили расстояние между креслами в салоне, оснастили машину баком для топлива с большим объемом, вот это новшества, которые являются гордостью производителей. Кузов красится в зеленый цвет, за что в народе автомобиль получил прозвище «крокодил».

тест драйв Лада Нива 4х4

Все имеющиеся вариации машины Нива имеют такие свойства, которые их объединяют, к примеру, они неприхотливы к условиям дороги и их небольшая стоимость. Практически за 35 лет своего существования Нива стала классикой отечественного автопрома, и по сегодняшний день она остается удобной, пригодной к любым погодным условиям и для любой погоды. «Фишкой» машины можно считать большой клиренс и постоянный полный привод, что делает ее любимой для многих поколений.

 

www.niva-vod.ru

НУ И «ЛАДА». 10 самых удивительных машин «АвтоВАЗа», которые не пошли в тираж

28 сентября в России отмечается день машиностроителя. Самые близкие и понятные для нас машиностроители работают на «АвтоВАЗе». По случаю праздника «Другой город» расскажет об их самых смелых фантазиях.

Текст: Андрей Кочетков

За почти полвека своего существования на «АвтоВАЗе» было разработано немало прототипов, концепт-каров и просто не дошедших до серийного производства автомобилей. Некоторые из них сейчас можно увидеть в Техническом музее «АвтоВАЗа» в Тольятти. Часть же теперь существует только на фотографиях. Когда любуешься некоторыми из них, становится жалко, что они не пошли в серию. И их не удастся поподробнее рассмотреть где-нибудь в пробке на Московском шоссе. Некоторые модели вызывают умиление. После созерцания части из них хочется забыться в чаде кутежа на Дне. Некоторые идеи были довольно прямолинейно были позаимствованы у зарубежных коллег. Некоторые же были плодами собственной тольяттинской фантазии.Одним словом, эта не самая известная часть разработок «АвтоВАЗа» смотрится столь же противоречиво и неоднозначно, как и модельный ряд, ушедший в серию.

Представителей которого можно встретить на дорогах почти всей планеты. В честь Дня машиностроителя мы отобрали 10 самых любопытных разработок «АвтоВАЗа», которые случайно никогда не попадутся вам на глаза.

prot08

ВАЗ-Э1101

Этот милый карлик, Тирион Ланнистер из «Игры престолов» от автопрома появился на свет в конце 1972 года. В эпоху когда «тройка» была последней инновационной разработкой «ВАЗа», пущенной в серию. А производство советской тетралогии мультфильмов про Чебурашку ещё не перевалило за экватор.

Собственно, именем нового на тот момент мультгероя и прозвали альтернативную экспериментальную версию «копейки» на заводе. Компактную переднеприводную машину начали придумывать ещё в 1968 году. Как собственную разработку, являющуюся альтернативой близнецам «Fiat», серийное производство которых длилось на «ВАЗе» ещё четыре десятилетия. «Другая копейка», изготовленная с нуля полукустарными методами, так навсегда и осталась прототипом. Она не смогла конкурировать с фиатовскими разработками и не ушла на конвейер. Например, милый карлик пускал газы в салон.

Тем не менее, именно с «Чебурашки» начался долгий тернистый путь «АвтоВАЗа» по разработке собственных моделей машин, не заимствованных из-за бугра.

prot05

ВАЗ-2122 «Река»

Самый известный советский джип «Нива» на данный момент считается в мире чуть ли не главным достижением отечественного автопрома. Недаром вот уже почти три десятилетия он производится и продаётся заводом. Слово «Нива» уже пора считать синонимом «стабильности». И, похоже, отечественный джип ещё спляшет джигу на наших могилах.

Не удивительно, что существует несколько вариаций на тему советского внедорожника. Некоторые из них достаточно экзотические. ВАЗ-2122, получивший прозвище «Река», первая и последняя на данный момент амфибия, созданная в Тольятти. Автомобиль, передвигающийся за счёт вращения собственных колёс как по суше, так и по воде, серийно никогда не производился.

А жаль… Косяки «Рек», бороздящих волжские дали с фоном из Жигулёвских гор, будоражат воображение.

prot00

ВАЗ-1801 «Пони»

Как и многие советские технические разработки, ВАЗ-1801 — фантазия на тему продукции капиталистического мира. В 1969 году на «ВАЗ» попал британский Mini Moke, на котором по территории завода с ветерком гонял главный конструктор.

Спустя примерно 10 лет на заводе было разработана собственное подобие британца. Это был электромобиль с двумя аккумуляторами, заряда которых хватало на 110-120 километров. Дизайном внешнего вида модели, получившей кодовое название «Пони», занимался создатель экстерьера «Оки».

Советский электромобиль должен был быть запущен к московской Олимпиаде. Но довести его до ума к сроку не успели. А потом он был забыт, предварительно засветившись на нескольких автомобильных выставках. Что немудрено… Зачем в СССР был нужен гольф-кар? Стране в тот момент больше желала автомобилей, на которых удобно было возить тыкву с дачи.

prot09

ВАЗ-21073

Одна из модификаций «семёрки», созданная в год 400-летия Куйбышева. Безумная фантазия на тему дизайна «Volvo». На самом же деле это попытка скрестить «семёрку» и детали грядущей «восьмёрки». Это сейчас слова «семёрка» и «восьмёрка» больше ассоциируются с калифорнийскими Windows и iOS. А тогда это было больше про наше, волжское…

ВАЗ-21073, по большому счёту, был конструкторским баловством. Потому как лучшие силы завода в тот момент уже были брошены на серийный запуск Лады «Спутник».

prot02

LADA RAPAN

Это чудо пришло на землю будто бы из сна перебравшего Люка Бессона. Автомобиль назван в честь хищного моллюска, привезённого с Дальнего Востока в Чёрное море и сожравшего там на данный момент практически всю мелкую фауну. «Rapan» — электрокар, показанный в 1998 году после долгих 12 лет разработок. Автомобиль, приборы управления которого спрятаны в руль, был встречен с большим любопытством на автосалоне в Париже. Но это был как раз случай «про увидеть Париж и умереть».

«АвтоВАЗ» хотел привлечь РАО «ЕЭС России» для того, чтобы холдинг оснастил существующие обычные заправки устройствами для подзарядки «Рапанов». Но в епархии Анатолии Чубайса идея восторга не вызвала. И единственный в мире «Rapan» теперь стоит в холле управления «АвтоВАЗа», а по дорогам мира ездят электромобили «Tesla» из Силиконовой Долины.

prot01

LADA ОКА-2

Маленькая машина нового поколения отечественного производства, которой так не хватает на наших перегруженных дорогах, даже производилась на «АвтоВАЗе». Но сделали «Оку-2″ в середине нулевых всего в количестве 10 штук. И что-то пошло не так…

Новой «Окой» интересовались «КамАЗ» и «СеАЗ». Юрий Лужков хотел запустить её производство на простаивающих мощностях «ЗИЛа». Но все эти планы превратились в тлен. И сейчас «Ока-2″ подобно «Ё-мобилю» стала красивой, но печальной страницей истории нашей автомобильной промышленности.

prot06

ВАЗ-2120 «Надежда»

Первый минивэн отечественного производства делали на экспериментальном производстве «Автоваза» с 1998 по 2006 годы. «Надежд» успели сделать целых 8 000. Но особых веры и любви к ним отечественные потребители не испытывали. Их называли морально устаревшими и неоправданно дорогими.

Цитата «производит впечатление автомобиля, собранного из запчастей от разных моделей» говорит о «Надежде» практически всё.

Впрочем, у «двадцаток» имеются и свои фанаты. Как и у всего, что сделано на базе «Нивы».

prot07

LADA CARAT

Ещё один концепт-кар — фантазия на тему «Оки». Показан в 2002 году и превращён в экспонат Технического музея «АвтоВАЗа».

prot03

ЛАДА-2151

Концепт, также показанный в Москве на автосалоне в 2002 году. Такие машины по задумкам их создателей должны были придти на смену вазовской «классики».

Сначала машину планировать назвать «Стрежень». Но это имя было зарублено из-за неудобной для продвижения на мировом рынке русской буквы «Ж». В итоге 51-ю «Ладу» назвали «Неоклассика». Но «экологическую нишу» «Неоклассики» в модельной линейке завода заняли «Калины». А 51-я так и осталась просто довольно удачной фантазией заводских дизайнеров и конструкторов.

prot04

LADA C

Совместный проект волжан с канадской «Magna International». То, что вы видите на фотографии — это «Калина 4х4″. Как бы это дико не звучало.

В 2006 году тольяттинцы с фирмой из Онтарио решили запустить а производство сразу 10 новых моделей. В 2009 году канадцев выкурил из Тольятти Альянс Renault Nissan. А всё, что было придумано в ходе разработки серии Lada C, вроде как, планируют вложить в Lada Vesta. Но такую «Калину 4х4″ мы на улицах городов не увидим. Можно перестать бояться.

comments powered by HyperComments

drugoigorod.ru

статьи, истории создания и фотоматериалы ВАЗ, ГАЗ, АЗЛК (МЗМА)

История создания

ВАЗ 2122 - армейский внедорожник, разработанный на заводе ВАЗ. Серийно не выпускался. Первые работы над внедорожником для советской армии начались в начале 1970-х годов. Именно тогда были созданы первые эскизы будущей модели. Позднее в техническом задании на автомобиль появился пункт, по которому модель должна была преодолевать различные водные преграды. Это стало настоящей проблемой при разработке.

Первая серия опытных автомобилей была выпущена в 1976 году. Двигатель имел воздушную систему охлаждения, а воздухозаборник располагался на капоте. Позднее появились образцы со специальным отверстием спереди, которое герметично закрывалось специальной рамкой с номерным знаком при преодолении водных преград. Но и этот шаг не решил проблему перегрева двигателя и узлов трансмиссии.

В 1977 году модель успешно прошла испытания на проходимость, опередив ВАЗ-2121 и не уступив модели УАЗ-469Б. Началась разработка прототипов второй серии. Они увидели свет в 1978 году. Их отличала улучшенная система охлаждения двигателя. Была проведена работа по исправлению всех недочетов прошлой серии. Весь 1979 год над моделью проводились различные испытания. В результате выяснилось, что решить проблему перегрева до конца не удалось.

В 1982 появились новые прототипы третьей серии. РПМ переместили и закрепили на подрамнике. Так была решена проблема его обдува. Модели третьей серии прошли всесторонние испытании, а все выявленные недочеты на заводе исправили с выходом четвертой серии прототипов. Эти модели отправили на прохождения государственных испытаний. Согласно заключению, автомобили в целом удовлетворяли условиям технического задания и были рекомендованы к постановке на производство.

Но серийное производство так и не стартовало. В 1984 году были собраны 10 опытных моделей пятой серии, а в 1987 году появились три машины шестой серии. Модель была готова к серийному производству, но из-за различных проблем проект был закрыт. Уникальный автомобиль, обладающий прекрасной проходимостью и способный преодолевать вброд многие реки СССР, не попал на конвейер, по официальной причине ,"из-за нехватки средств". Годы упорного труда пропали даром.

Дизайн

Опытные автомобили первых серий имели общие черты дизайна и отличались в основном элементами системы охлаждения двигателя. Автомобили с третьей серии получили иной кузов. Он был более узкий и очертаниями напоминал ВАЗ 2121. Прототипы имели два передних сидения и брезентовый съемный верх.

Двигатель

Силовой агрегат, использовавшийся в прототипах, имел объем 1,3 литра и мощность в 60 л.с. Автомобиль комплектовался четырехступенчатой механической коробкой передач, а раздаточная коробка была двухступенчатой.

autoussr.com