Эволюция электромобилей ВАЗ в постсоветский период. Электрокар лада


Электромобили ВАЗ: всё о вазовских электрокарах

Электромобиль Lada в эпоху триумфа Tesla и Nissan Leaf выглядит несколько… несвоевременным. А ведь в голодные 90-е годы АВТОВАЗ имел не только перспективные концепт-кары, но и электрические гоночные машины, побеждавшие в престижных европейских ралли.

Спортивный триумф

В самом начале 1991 года в рамках финансирования Экологического фонда СССР (был и такой, представьте себе!) на ВАЗе совместно с московским предприятием «Электромобиль» были переделаны в электромобили две серийные «восьмерки». К слову, специалисты называют такой процесс термином «конвертация».

В том же 1991-м экипаж А. Гайдука и В. Палчевского на 2108Э занял почетное третье место в сложнейшем горном этапе международного ралли Тур де Соль (Швейцария). Такое достижение наших автомобилистов произвело настоящий фурор за рубежом, ведь об электрической Самаре там, по понятным причинам, даже не слышали!

Тогда же немецкий импортёр автомобилей ВАЗ, компания Deutsche Lada, заказал в НТЦ ВАЗа электромобиль, без наличия которого «Дойчелада» не могла принять участие в Лейпцигской ярмарке. Такой электромобиль был изготовлен в авральном темпе – всего за месяц, причем без предварительных эскизов и чертежей! Работали, что называется, «по живому».

Годом позже, в 1992-м, электрическая Ока заняла ни много ни мало второе место в общем зачете на все том же швейцарском ралли Тур де Соль. После этого проектом электромобиля на базе ВАЗ-1111 решили заняться всерьез. По сравнению с первым вариантом была несколько изменена компоновочная схема, а увеличение количества тяговых батарей позволило увеличить пробег на одной зарядке до 120 км.

Ока

Ока

Несмотря на экономические сложности того времени, вазовцы собрали в 1994 году пять экземпляров ВАЗ-1111Э, на котором уже знакомые нам А. Гайдук и В. Палчевский стали чемпионами ралли Солнце Кубани-94. Впрочем, вторым стал также экипаж ВАЗа на аналогичном автомобиле.

В 1995-м было собрано еще пять электрических «Окушек», а один из главных конструкторов электромобилей ВАЗ второго поколения (то есть начала девяностых годов) получил приглашение от Автомобильного клуба Монако на участие в первом ралли электромобилей. Интересно, что соревнования проходили по регламенту FIA (международной автомобильной федерации), которая и проводила ралли. Две принявшие участи Оки хоть и не победили, но заняли 3-е и 5-е места в своём классе, что считалось успешным дебютом.

Лада Гном

Электрическая версия Гнома

Участие электромобилей ВАЗ в подобных соревнованиях стало постоянным: в сентябре 1996 года они испытывали свои силы и удачу в ралли «Двенадцать электрических часов». Главное отличие этих «гонок» –режим, который напоминал эксплуатацию электромобиля в реальных городских условиях.

Автомобиль одного из тольяттинских экипажей сошел с соревнований по техническим причинам, а вот вторая Ока заняла первое место! Такой блестящий результат экипажа Ивлева и Фищева даже вызвал сомнения в серийности тяговых батарей, но производитель после запроса организаторов подтвердил, что аккумуляторы на Оке были самые обычные.

В том же 1996-м две Оки сразу после туринского заезда принимали участие и в престижном Ралли Монте-Карло. Но к ним из Тольятти приехал и присоединился Эльф 1152Э – экспериментальный электромобиль ВАЗа на базе концепта Гном, который задумывался как выставочный образец, а не «боевой» экземпляр. Из-за его «игрушечного» внешнего вида организаторы даже не хотели допускать его к соревнованиям, но в итоге оказалось, что российский автомобильчик под номером 14 занял первое место по экономичности и второе – по спортивным показателям!

ВАЗ-1152 Эльф

ВАЗ-1152 Эльф

Следующий год не стал исключением: две Оки-Электро отправились в далёкую Данию, чтобы принять участие в Solar Cup Denmark. К сожалению, из-за своеобразности техрегламента «за кубок» ралли тольяттинским автомобилям были начислены штрафные баллы за слишком мощные (!) батареи, поэтому вазовцы работали «на результат» по регламенту FIA. Ведь итоги за одно и то же соревнование подводились по обеим регламентам параллельно.

Тольяттинцы заслуженно заняли первое и третье места по правилам FIA в классе серийных автомобилей, получив за победу кубок Solar Cup Denmark.

Лада Гольф

Лада Гольф 1002

Лада Гольф 1002

В 1998 году на Московском автосалоне к вазовцам обратились представители столичного клуба гольфистов, которые испытывали потребность в грузовом гольф-каре. Специалисты ВАЗа довольно оперативно разработали два варианта «полевых» машинок – грузовой двухместный Лада Гольф 1002 и четырехместный пассажирский Лада Гольф 1004. Технически гольф-кары базировались на узлах и агрегатах все той же Оки.

 

 Лада Гольф 1004 и 1004Т

Лада Гольф 1004 и 1004Т

В ходе практических испытаний на поле для гольфа было выявлено, что развесовка груженного гольф-кара с приводом на передние колеса оставляет желать лучшего. В итоге на ВАЗе приняли решение перевести Ладу Гольф на задний привод. В 2001 году четырехместную версию модернизировали, оснастив её крышей. Такая Лада Гольф 1004Т экспонировалась на MIMS-2001. Годом позже там же, на Московском автосалоне, состоялся дебют четырехместного электромобиля Рикша.

Лада Рикша

 

Лада Рикша

Что еще?

Интересно, что по заказу правительства Москвы в Тольятти электрифицировали даже… Ниву! Двухместный переднеприводный электрофургон 2131Э был лишен задних сидений и мог взять на борт до 400 кг груза.

Существовали и другие интересные разработки – например, Лада Бронтокар, изготовленная специально для внутрицеховых перевозок на заводе, где по понятным причинам ездить на автомобиле с ДВС было не очень желательно.

 

Лада Бронтокар

Несмотря на то, что в самом НТЦ ВАЗа «электротема» с 2001 года была исключена из дальнейших планов, специалисты завода не прекратили ею заниматься, но уже стали работать «на сторону» – для различных заказчиков, а финансирование осуществляло ЗАО Технопарк-Тольятти.

В 2004 году по заказу димитровградской компании Мика-Мотор был разработан еще один электромобиль, получивший название Майт. Фирма планировала впускать электромобили в больших объемах – до 5 000 экземпляров в год. Была выпущена пилотная партия, которая в 2008 году работала в московском парке Коломенское в прокатной конторе. По сути, это была опытная эксплуатация электромобилей с целью выявления проблем и недостатков конструкции в реальных условиях.

В отличие от гольф-каров для Нахабинского клуба, Майт был не ходовым макетом, изготовленным по обходной технологии, а полноценным транспортным средством на электрической тяге. Ведь «малыш» прошел весь комплекс работ по разработке и запуску электромобиля в мелкосерийное производство, причем при его проектировании активно использовались и 3D-технологии.

Главное достижение проекта Майт для энтузиастов-заводчан из Тольятти заключалось в том, что впервые за три десятилетия им удалось пройти весь путь – от идеи до подготовки к запуску в производство.

Увы, сотрудничество ВАЗа с другими партнерами не всегда выходило удачным. Например, компания Бронто решила самостоятельно доработать Бронтокар, изначально созданный тольяттинцами. В итоге модернизированный вариант во всем уступал первой версии и, по сути, оказался «мертворожденным».

Мечты об Элладе

Спустя десятилетие после отказа от систематических разработок электрокаров история получила продолжение на качественно новом уровне: в 2011 году АВТОВАЗ выпустил первый серийный электромобиль! На базе модели Kalina была создана Lada Ellada. Разработка проекта Ellada обошлась в 10 миллионов евро, а стоимость одного серийного экземпляра на момент начала выпуска составляла примерно 30 тысяч евро.

Lada Ellada

Проект задумывался как социальный: автомобили должны были работать в роли таксомоторов Ставрополья, причем администрация края должна была субсидировать таксопарку половину стоимости машины. Увы, из-за разногласий между чиновниками и таксистами поставка ограничилась всего пятью Элладами при запланированной сотне электромобилей.

Тем не менее за два года эти автомобили успели проехать в службе такси около 50-70 тысяч километров и показали себя положительно. Официальный запас хода на одной зарядке литий-железо-фосфатных аккумуляторов энергоёмкостью 23 кВт*час составляет 150 км, а реальный же пробег колеблется от 45 км (тяжелые городские условия с максимальной нагрузкой) до 207 км – именно столько автомобили смогли преодолеть без подзарядки во время пробега Краснодар – Анапа.

лада электромобиль салон

Пилотная партия из 100 автомобилей Ellada была выпущена, как и планировалось, в 2013 году. Примерно половина Lada Ellada передали дилерам Южного и Центрального федеральных округов для изучения спроса и опытной эксплуатации в качестве тестовых, а остальные машины остались на АВТОВАЗе.

С начала 2014 года руководство завода приняло решение продавать оставшиеся электромобили через дилерскую сеть по себестоимости, но приобрести их могут только юридические лица, причем без права перепродажи. Забавно, что одним из владельцев электрической Калины является… король Иордании…

Похожее

hybmotors.ru

ЛАДА ЭЛЛАДА - Новый электромобиль на базе LADA Kalina

Последние годы АВТОВАЗ все чаще удивляет нас новыми, а порой, и ультрасовременными решениями. Не успели люди полноценно опробовать семиместный универсал на зарубежной базе B0, как на очередном автосалоне концерн вновь продемонстрировал свое новое достижение – первый отечественный электромобиль Лада Эллада.

LADA Ellada 

Лада Эллада - это своего рода Лада Калина с электромотором

Придумывать новый кузов автовазовцы не стали, ведь у нас есть замечательный автомобиль Лада Калина, который в совершенстве подходил для применения электротяги. Согласитесь, мало кто будет использовать электродвигатели на большегрузных авто. Итак, Лада Эллада была сконструирована на базе Калины в кузове универсал, при этом ее внешний вид практически не изменился. Интерьер также несильно претерпел изменения. Так например привычный тахометр на панели приборов заменен на амперметр, а рычаг коробки передач – на подобие джойстика выбора направления движения автомобиля. Основной модернизации, как уже было сказано, подвергся двигательный отсек, в котором расположился трехфазный асинхронный электродвигатель мощностью в 60 кВт, что соответствует 80 л/с. Несмотря на подросший до 1215 кг вес, Lada Ellada способна разогнаться до 100 км/ч всего за 12 секунд и набрать при этом максимальную скорость в 140 км/ч. Согласитесь неплохо для экономного авто. Кстати об экономности, данный электромобиль способен проехать 150 км на 8-ми часовой подзарядке от обычной бытовой электросети или получасовой зарядке на специализированной электрозаправке.

LADA Ellada 

Lada Ellada такси набирает популярность в регионах

Первые тесты показали, что применение этого автомобиля значительно снизит эксплуатационные расходы своего владельца, а отказ от двигателей внутреннего сгорания сможет благоприятно сказаться на экологии окружающей среды. Администрация некоторых российских городов уже ведут переговоры с АВТОВАЗом на поставку электромобилей в качестве такси.

ellada-kalina.ru

Технические характеристики Лада Эллада | ЛАДА ЭЛЛАДА

Несмотря на то, что для АВТОВАЗа это первый опыт в конструировании электромобилей, Лада Эллада получилась довольно резвая. Силовую установку, коим является 3-фазный асинхронный электромотор переменного тока, позаимствовали у ближайших соседей — Китая.

Справка: На данный момент в Новосибирске под руководством РОСНАНО и зарубежных партнеров ведется строительство завода по изготовлению литий-ионных аккумуляторных батарей для автомобилей. Запуск производства планируется осуществить во второй половине 2013 года.

Характеристики Лада Эллада

Какие же у новой Лада Эллада характеристики

Предложенный электродвигатель способен развивать мощность в 60 кВт (80 л.с.), что обеспечивает бодрое ускорение для автомобиля. В частности Лада Эллада способна развить скорость в 100 км/ч всего за 12 секунд, что не уступает ее аналогу с двигателем внутреннего сгорания. За счет некоторого увеличения массы как двигательного отсека, так и машины в целом, составляющей теперь 1215 кг, Lada Ellada несколько потеряла в максимальной скорости – 140 км/ч. Но как мы уже сказали выше, динамика осталась прежней. Это достигнуто в большей степени благодаря устранению потери времени на переключениях передач, так как на электромобиле они просто отсутствуют. Что касается запаса хода новинки, то и тут отечественные производители постарались обеспечить максимум комфорта при эксплуатации электрокара. На полностью заряженных аккумуляторах, что достигается путем зарядки от обычной бытовой электросети за 8 часов и специализированной электро-заправки за 30 минут, Лада Эллада преодолевает расстояние в 150 км. В условиях города этого вполне достаточно для осуществления повседневных поездок. От длительных же загородных поездок с учетом неподготовленной под электромобили инфраструктуры лучше отказаться.Двигатель Lada Ellada

Технические характеристики Лада Эллада

Тип кузова Универсал
Количество посадочных мест 5
Длина/ширина/высота, мм 4040/1700/1600
Багажник, л 350/650
Тип электродвигателя 3х-фазный, асинхронный, переменного тока
Дорожный просвет (клиренс), мм 160
Снаряженная масса, кг 1215
Максимальная допустимая скорость, км/ч 140
Разгон до 100 км/ч, с 12
Запас хода, км 150
Время зарядки АКБ, ч 8 (30 мин на спец. АЗС)
  • Главная/
  • Какие у Лада Эллада Характеристики и комплектации

ellada-kalina.ru

Лада Эллада - первый отечественный электромобиль

Lada Ellada если бегло посмотреть фото – самые обычные модели: Калина и Веста, только с приставкой (el).  А о чем говорят их технические характеристики и отзывы владельцев? Давайте попробуем разобраться вместе…

Сегодня поговорим об электромобилях, созданных в России. Кто бы что не говорил, а тема создания автомобиля на электрической тяге абсолютно не нова для отечественного производства. Еще в незапамятные советские времена (в 70-х годах) наши ученые уже активно пытались их внедрить в массовое производство. Но, то ли не было достаточно инициативы то ли, как часто это происходит, зарубили благородное начинание на корню – все заглохло не стартовавши.

Видео: Выступление Руслана Белого в Камеди клаб — Шутки о Ладе Элладе (el lada)

И вот, наконец-то, спустя 40 лет на новом витке нашей истории они все же появились. В неновом, правда для нас сегодняшних, облике – уверен, нет необходимости в деталях приделать внимание интерьеру и внешнему облику этим электромобилям, ведь все и так понятно – Лада Эллада (иногда можно встретить el lada) и Лада Веста, только без вредных выхлопных газов и заоблачной цены на топливо. Лада Эллада интерьер

Получились ли технологии прорывными как у нашего заокеанского коллеги?  К сожалению, чуда не произошло. Все что установлено на данной модели – импорт. Главная часть – батарея, все тот же литий-железо фосфатный аккумулятор, способный отвезти вас на расстояние до 150 км. Необходимое время для того, чтобы она полностью смогла зарядиться – около 8 часов. Благо, хоть есть возможность заряжаться Ладе модели Эллада от бытовой розетки с напряжением — 220 вольт. И здесь как смотреть на ситуацию: с одной стороны — такой электромобиль вряд ли удивит кого либо и нет уверенности что начнут активно раскупать как российский потребитель так и иностранный, а с другой – какое ни какое начало на пути к экологически чистому транспорту. Плохо только то, что такая ситуация и подход у нас прослеживается в очень многих секторах экономики.

Немного о Lada Vesta EV

конструкция Лада ЭлладаАбсолютно хрестоматийная ситуация для нашей страны – для того, чтобы запустить производство электромобиля, компания АвтоВаз надеется на помощь от государства. Не знаю как у кого, а у меня всегда возникает образ Илона Маска и его прорывные технологии в этой области, которые никак не перекликаются с теми, которые декларирует руководство завода. О запасе хода электрической Лада Веста EV так же не особо заморачивались – до 200 км, при выключенной печке обогрева салона. Данная модель электромобиля крайне сложно будет узнать в потоке машин. Чуть ли не единственное отличие – необычный цвет кузова (голубой) и характерному шильдику.  Если сравнивать характеристики авто Лада Эл и Веста EV, то здесь все так же мало отличий: электромоторы практически ничем не отличаются запасом хода и способностью разогнаться до 100 км/ч за 15 с половиной секунд!  Ах да, Веста – на 200 кг тяжелее.

Послесловие. Немного грустно осознавать, что мы никак не научимся создавать что-то новое, способное удивить мировую общественность. Стоит ли искать виновных  в этом? Вопрос риторический.  Знаю точно одно – наши умы способны на гораздо более высокие достижения, чем простые электромобили, что не раз и доказали.

avtoklan.com

Концептуальный российский электрокар Лада Эллада (Lada Ellada)

Российский АвтоВАЗ не отступает от своих гениальных решений и уверенно настроен завоевать достойные позиции на рынке электромобилей. В 2012 году с конвейера крупнейшего автопроизводителя АвтоВАЗа сходят первые 100 единиц новых концептуальных электрокаров под очень созвучным названием Лада Эллада. Как планируется, именно первая партия вазовских электромобилей будут эксплуатироваться в качестве такси в аэропорту Минеральные Воды.Модель Ellada, вокруг которой еще много непонятного и неизвестного, построена на базе Лада Калина в кузове универсал. Экстерьер новой разработки практически не изменился, единственное отличие — это немного выше «рост» Эллады, электроразъем вместо бензобака и отсутствие выхлопной трубы. Салон инновационного детища ВАЗа также особо не отличается от Калины, единственные изменения коснулись панели, на которой теперь вместо тахометра установлен амперметр, а вместо рычага КПП установлен джойстик выполняющий функцию выбора направления движения. А вод под капотом модели Эллада все новое и интересное. Трехфазный асинхронный электродвигатель переменного тока со всем остальным электрическим арсеналом составили 240кг, в следствии чего масса электро-версии Лада составила 1215 кг. Вся электроника для первой партии электромобилей Лада Эллада использовалась импортного производства.У первого российского электромобиля, несомненно, появятся свои почитатели, ведь его энерго-установка выдает 60 квВт, что равно (80л/с). Разгон Лада Эллада набирает до сотни буквально за 12 секунд. Ее максимальная скорость составляет 140км/ч. На одной зарядке отечественный электрокар способен проехать 150км. Как для электромобилей — это довольно достойные показатели и в сочетании с положительными отзывами первых тест-драйвов Лада Эллада, которые проходили в Ставрапольском крае, то данную модель ждет довольно привлекательное будущее, хотя пока оно еще довольно туманное.Как анонсирует производитель срок службы батареи (пока используются батареи китайского производства) составит 3 тыс. циклов, заправка от бытовой сети (220В,50Гц) будет занимать около 8 часов, а от электро-заправки менее 30 минут.

Практически стандартная ходовая часть позволяют Ладе Элладе выделяться по сравнению с зарубежными аналогами электромобилей своими технико-экономичными показателями по эксплуатации.

Как заявили представители ВАЗа, к серийному производству Lada Ellada все комплектующие будут производиться в России. В Новосибирске уже завершается последний этап строительства завода, которое ведется совместно производителями топливных элементов китайской компанией Thunder Sky и российской компанией «Роснако». Так что литий-ионные автомобильные аккумуляторы для Лада Эллада будут российского производства.

Направление разработки электромобиля на ВАЗе ведутся еще с 1974 года, и первый реальный автомобиль на электрическом ходу был создан инженерами завода в 1975 году — это был ВАЗ 2801. Все последующие годы разработки в данном направлении не прекращались и выходили все новые экспериментальные модели электромобилей все более усовершенствованные, но к сожалению, ни одна из них до серийного производства в силу разных причин так и не дошла. И вот лишь в 2011 году публике был представлен электрокар Волжского автозавода — Lada Ellada, который будет запущен в серийное производство.

Если все обещания и ожидания ВАЗовских производителей будут оправданы, то скорей всего электро-модель Эллада будет довольно востребованной на российском рынке, так как она будет более экономичней для автомобилистов, ее обслуживание будет недорогое и простое, а также электромобиль хоть немного поможет снизить проблему загазованности городов. Многие регионы уже проявили особую заинтересованность в электрокаре Лада Эллада и готовы строить электро-заправки. Но как отнесется к новизне в сегменте экологически дружественных автомобилей автомобилист еще не очень понятно, так как пока нет ответов на множество вопросов относительно ее эксплуатации.

Что касается предполагаемой стоимости российского электромобиля, то цены на модель Лада Эллада будут намного выше чем на Калину, и, конечно, все будет зависеть от комплектации электрокара. Например, две первые модели составили стоимость 40 тыс$, но в случае комплектации Лада Эллада литий-ионными авто-аккумуляторами российского производства, то цена будет намного ниже. На сегодняшний день озвучена предполагаемая цена составляет 20 тыс$. Также при массовом их производстве, в планах государства возвращать 10% стоимости электро-детища ВАЗа. Конечно, цена названая на Lada Ellada намного выигрышная на фоне иностранных конкурентов, и если в ходе серийного производства ее качественные характеристики не будут снижены, то автомобиль будущего, вошедший в реалии на российский рынок, завоюет сердца многих автомобилистов.

Пожалуйста, оцените эту страницу

sanekua.ru

Современные электромобили АВТОВАЗа: победы в гонках, гольф и такси

Спортивный триумф

В самом начале 1991 года в рамках финансирования Экологического фонда СССР (был и такой, представьте себе!) на ВАЗе совместно с московским предприятием «Электромобиль» были переделаны в электромобили две серийные «восьмерки». К слову, специалисты называют такой процесс термином «конвертация».

В том же 1991-м экипаж А. Гайдука и В. Палчевского на 2108Э занял почетное третье место в сложнейшем горном этапе международного ралли Тур де Соль (Швейцария). Такое достижение наших автомобилистов произвело настоящий фурор за рубежом, ведь об электрической Самаре там, по понятным причинам, даже не слышали!

Тогда же немецкий импортёр автомобилей ВАЗ, компания Deutsche Lada, заказал в НТЦ ВАЗа электромобиль, без наличия которого «Дойчелада» не могла принять участие в Лейпцигской ярмарке. Такой электромобиль был изготовлен в авральном темпе – всего за месяц, причем без предварительных эскизов и чертежей! Работали, что называется, «по живому».

Годом позже, в 1992-м, электрическая Ока заняла ни много ни мало второе место в общем зачете на все том же швейцарском ралли Тур де Соль. После этого проектом электромобиля на базе ВАЗ-1111 решили заняться всерьез. По сравнению с первым вариантом была несколько изменена компоновочная схема, а увеличение количества тяговых батарей позволило увеличить пробег на одной зарядке до 120 км.

Несмотря на экономические сложности того времени, вазовцы собрали в 1994 году пять экземпляров ВАЗ-1111Э, на котором уже знакомые нам А. Гайдук и В. Палчевский стали чемпионами ралли Солнце Кубани-94. Впрочем, вторым стал также экипаж ВАЗа на аналогичном автомобиле.

В 1995-м было собрано еще пять электрических «Окушек», а один из главных конструкторов электромобилей ВАЗ второго поколения (то есть начала девяностых годов) получил приглашение от Автомобильного клуба Монако на участие в первом ралли электромобилей. Интересно, что соревнования проходили по регламенту FIA (международной автомобильной федерации), которая и проводила ралли. Две принявшие участи Оки хоть и не победили, но заняли 3-е и 5-е места в своём классе, что считалось успешным дебютом.

Электрическая версия Гнома

Участие электромобилей ВАЗ в подобных соревнованиях стало постоянным: в сентябре 1996 года они испытывали свои силы и удачу в ралли «Двенадцать электрических часов». Главное отличие этих «гонок» – режим, который напоминал эксплуатацию электромобиля в реальных городских условиях.

Автомобиль одного из тольяттинских экипажей сошел с соревнований по техническим причинам, а вот вторая Ока заняла первое место! Такой блестящий результат экипажа Ивлева и Фищева даже вызвал сомнения в серийности тяговых батарей, но производитель после запроса организаторов подтвердил, что аккумуляторы на Оке были самые обычные.

В том же 1996-м две Оки сразу после туринского заезда принимали участие и в престижном Ралли Монте-Карло. Но к ним из Тольятти приехал и присоединился Эльф 1152Э – экспериментальный электромобиль ВАЗа на базе концепта Гном, который задумывался как выставочный образец, а не «боевой» экземпляр. Из-за его «игрушечного» внешнего вида организаторы даже не хотели допускать его к соревнованиям, но в итоге оказалось, что российский автомобильчик под номером 14 занял первое место по экономичности и второе – по спортивным показателям!

ВАЗ-1152 Эльф

Следующий год не стал исключением: две Оки-Электро отправились в далёкую Данию, чтобы принять участие в Solar Cup Denmark. К сожалению, из-за своеобразности техрегламента «за кубок» ралли тольяттинским автомобилям были начислены штрафные баллы за слишком мощные (!) батареи, поэтому вазовцы работали «на результат» по регламенту FIA. Ведь итоги за одно и то же соревнование подводились по обеим регламентам параллельно.

Тольяттинцы заслуженно заняли первое и третье места по правилам FIA в классе серийных автомобилей, получив за победу кубок Solar Cup Denmark.

Лада Гольф

Лада Гольф 1002

В 1998 году на Московском автосалоне к вазовцам обратились представители столичного клуба гольфистов, которые испытывали потребность в грузовом гольф-каре. Специалисты ВАЗа довольно оперативно разработали два варианта «полевых» машинок – грузовой двухместный Лада Гольф 1002 и четырехместный пассажирский Лада Гольф 1004. Технически гольф-кары базировались на узлах и агрегатах все той же Оки.

Лада Гольф 1004 и 1004Т

В ходе практических испытаний на поле для гольфа было выявлено, что развесовка груженного гольф-кара с приводом на передние колеса оставляет желать лучшего. В итоге на ВАЗе приняли решение перевести Ладу Гольф на задний привод. В 2001 году четырехместную версию модернизировали, оснастив её крышей. Такая Лада Гольф 1004Т экспонировалась на MIMS-2001. Годом позже там же, на Московском автосалоне, состоялся дебют четырехместного электромобиля Рикша.

Лада Рикша

Что еще?

Интересно, что по заказу правительства Москвы в Тольятти электрифицировали даже… Ниву! Двухместный переднеприводный электрофургон 2131Э был лишен задних сидений и мог взять на борт до 400 кг груза.

Существовали и другие интересные разработки – например, Лада Бронтокар, изготовленная специально для внутрицеховых перевозок на заводе, где по понятным причинам ездить на автомобиле с ДВС было не очень желательно.

Лада Бронтокар

Несмотря на то, что в самом НТЦ ВАЗа «электротема» с 2001 года была исключена из дальнейших планов, специалисты завода не прекратили ею заниматься, но уже стали работать «на сторону» – для различных заказчиков, а финансирование осуществляло ЗАО Технопарк-Тольятти.

В 2004 году по заказу димитровградской компании Мика-Мотор был разработан еще один электромобиль, получивший название Майт. Фирма планировала впускать электромобили в больших объемах – до 5 000 экземпляров в год. Была выпущена пилотная партия, которая в 2008 году работала в московском парке Коломенское в прокатной конторе. По сути, это была опытная эксплуатация электромобилей с целью выявления проблем и недостатков конструкции в реальных условиях.

В отличие от гольф-каров для Нахабинского клуба, Майт был не ходовым макетом, изготовленным по обходной технологии, а полноценным транспортным средством на электрической тяге. Ведь «малыш» прошел весь комплекс работ по разработке и запуску электромобиля в мелкосерийное производство, причем при его проектировании активно использовались и 3D-технологии.

Главное достижение проекта Майт для энтузиастов-заводчан из Тольятти заключалось в том, что впервые за три десятилетия им удалось пройти весь путь – от идеи до подготовки к запуску в производство.

Увы, сотрудничество ВАЗа с другими партнерами не всегда выходило удачным. Например, компания Бронто решила самостоятельно доработать Бронтокар, изначально созданный тольяттинцами. В итоге модернизированный вариант во всем уступал первой версии и, по сути, оказался «мертворожденным».

Мечты об Элладе

Спустя десятилетие после отказа от систематических разработок электрокаров история получила продолжение на качественно новом уровне: в 2011 году АВТОВАЗ выпустил первый серийный электромобиль! На базе модели Kalina была создана Lada Ellada. Разработка проекта Ellada обошлась в 10 миллионов евро, а стоимость одного серийного экземпляра на момент начала выпуска составляла примерно 30 тысяч евро.

Проект задумывался как социальный: автомобили должны были работать в роли таксомоторов Ставрополья, причем администрация края должна была субсидировать таксопарку половину стоимости машины. Увы, из-за разногласий между чиновниками и таксистами поставка ограничилась всего пятью Элладами при запланированной сотне электромобилей.

Тем не менее за два года эти автомобили успели проехать в службе такси около 50-70 тысяч километров и показали себя положительно. Официальный запас хода на одной зарядке литий-железо-фосфатных аккумуляторов энергоёмкостью 23 кВт*час составляет 150 км, а реальный же пробег колеблется от 45 км (тяжелые городские условия с максимальной нагрузкой) до 207 км – именно столько автомобили смогли преодолеть без подзарядки во время пробега Краснодар – Анапа.

Пилотная партия из 100 автомобилей Ellada была выпущена, как и планировалось, в 2013 году. Примерно половина Lada Ellada передали дилерам Южного и Центрального федеральных округов для изучения спроса и опытной эксплуатации в качестве тестовых, а остальные машины остались на АВТОВАЗе.

С начала 2014 года руководство завода приняло решение продавать оставшиеся электромобили через дилерскую сеть по себестоимости, но приобрести их могут только юридические лица, причем без права перепродажи. Забавно, что одним из владельцев электрической Калины является… король Иордании…

Читайте также:

www.kolesa.ru

Эволюция электромобилей ВАЗ в постсоветский период

В советское время ВАЗ был лидером в области электромобилестроения (кстати говоря, о советских электромобилях мы уже писали подробную статью). На АвтоВАЗе разрабатывались самые интересные и современные электрические концепты, в большинстве своём так, правда, и не попавшие на конвейер. После распада СССР эта тенденция продолжилась.

Первый постсоветский электромобиль разработали ещё в 1992-ом, а последний электрокар был выпущен буквально в прошлом году на базе Lada Vesta. Итак, давайте окунемся в историю.

ВАЗ-1111Э

Эволюция электромобилей ВАЗ

Тот самый, разработанный в 1992 году, первый отечественный экспериментальный мелкосерийный электромобиль. Концепт был разработан на основе микролитражного автомобиля «Ока».

В 1994 году с конвейера сошла ограниченная партия электромобилей ВАЗ-1111Э, состоящая всего из двадцати машин. Источниками питания служили никель-кадмиевые аккумуляторы НКП-120. Аккумуляторов было три. Один блок располагался под капотом, второй – в багажнике, а третий — под задним сиденьем (вместо бензобака). Общий вес аккумуляторов составлял 315 килограммов, поэтому в подвеске установили более мощные пружины, чем в модели-прототипе. Мощность аккумуляторов составляла 132 Вольт.

При езде со скоростью 40 километров в час электрокар был способен преодолеть на одном подзаряде до 110 километров. Затем советский электромобиль пришлось бы заряжать в течение восьми часов от бытовой сети.

Однако модель так не стала по-настоящему массовой. Это было связано в первую очередь с дороговизной аккумуляторов (порядка 70% от стоимости машины). Да и вообще — в девяностые россиянам было как-то не до электротранспорта.

Примечательно, что ВАЗ-1111Э неоднократно занимал призовые места на международных гонках электромобилей.

ВАЗ-1152 «Эльф»

Эволюция электромобилей ВАЗ

Двухместный электрокар разработали в 1996 году на основе микролитражной модели ВАЗ-1151 «Гном». «Эльфа» собрали из «гнома»… Кем были российские электромобилестроители? Шутниками? Толкиенистами? Ладно, не важно.

Предполагалось, что это будет пляжно-городская машина. Электропривод для автомобиля использовался от предыдущей модели ВАЗ-1111Э. Электромобиль оснастили теми же аккумуляторами, что и его предшественника: никель-кадмиевые батареи НКП-120 общей массой 315 килограммов. Электрокар развивал максимальную скорость в 90 км/ч. На одном подзаряде ВАЗ-1152 преодолевал расстояние до 110 километров — правда, только при условии, что водитель двигался со скоростью 40 километров в час.

Сейчас все эти показатели кажутся смешными — еще бы, мы ведь сравниваем его с Tesla. Но по тем временам это было круто. «Эльф» занял второе место на международных соревнованиях в Монте-Карло.

Lada Rapan

Эволюция электромобилей ВАЗ

По своему дизайну выпущенный в 1998 году Lada Rapan – первый футуристичный концепт в истории АвтоВАЗа. Модель дебютировала на Международной автомобильной выставке «Париж-98», проходившей, как это ни парадоксально, в Риме.

К сожалению, денег на выпуск «рапана» в серию не нашлось.

Lada пыталась, конечно, привлечь внимание крупных энергетических холдингов вроде РАО «ЕЭС России» к проекту. Но не получилось. Оно и логично — ведь для того, чтобы сделать проект популярным, нужно было бы развивать сеть электрозаправок. А с ней в России и сейчас не все гладко. Что уж говорить о конце девяностых. Не строить же такую сеть только для электролады, верно?

Единственный выпущенный экземпляр Lada Rapan сейчас находится в выставочном центре Волжского автозавода.

Лада Гольф

Эволюция электромобилей ВАЗ

У этой модели было несколько модификаций. Так, в 1999 году по спецзаказу московского гольф-клуба в Нахабино на АвтоВАЗе приступили к разработке электрического гольф-концепта. К концу 1999 года была выпущена двухместная модель с грузовой платформой – Лада Гольф-1002.

А в начале 2000 года гольф-клубу представили вторую модификацию электрокара, но уже четырехместного – Лада Гольф-1004. Разработчики сделали электромобили переднеприводными. Рулевое управление, передняя подвеска, тяговый электромотор ПТ-125 с редуктором и электрический привод на 48 Вольт были с незначительными изменениями заимствованы с первого электромобиля ВАЗ-1111Э. Свинцовый аккумулятор позволял преодолевать расстояния до 40 километров на одном подзаряде.

А в 2001 году на Московской автомобильной выставке презентовали модификацию четырехместного электрокара с крышей — Лада Гольф-1004Т.

Эволюция электромобилей ВАЗ

ВАЗ-10031 «Бронтокар»

Эволюция электромобилей ВАЗ

В 2002 году АвтоВАЗ презентовал мелкосерийный грузовой электромобиль. Предполагалось, что электрический грузовик будет использоваться на производстве, преимущественно, на больших складах, в цехах, терминалах, а также в торговых и спортивных комплексах.

Это заднеприводная модель, оснащенная грузовой платформой с габаритами 1,8 метра в длину и 1,3 метра в ширину. Масса буксируемого прицепа составляла одну тонну. «Бронтокар» мог перевозить грузы до 600 килограммов.

Максимально электрогрузовик развивал скорость в 25 км/ч. На одном заряде ВАЗ-10031 мог проехать до 80 километров. Затем — классические восемь часов на подзарядку.

АвтоВАЗ планировал выпустить несколько модификаций «Бронтокара»:

  • тентованный грузовик;
  • бортовой грузовик;
  • тягач с небольшим кузовом;
  • пассажирский электрический автобус с шестиместным салоном.

Разработчики предусмотрели и зимний вариант электромобиля. Так, в «Бронтокар» можно дополнительно установить герметичную кабину и обогреватель с автономным питанием.

Lada Ellada

evoliutciia-elektromobilei-vaz-ellada

В 2012 году была выпущена пилотная партия из ста экземпляров Lada Ellada. Электромобиль разработали на базе Lada Kalina. Это бюджетный электрический автомобиль.

Предполагалось, что использоваться электрокар будет как в качестве такси, так и рядовыми гражданами, ограниченными в финансах. В год выпуска Ellada принимала участие в гонках электрокаров и в принципе выглядела многообещающе и довольно перспективно. Однако к массовому производству электромобилей Россия ещё не была готова.

При этом в 2014 году АвтоВАЗ выпустил с конвейера ещё одну тестовую партию Lada Ellada. Электромобиль оснастили двумя литий-железо-фосфатными аккумуляторами ёмкостью 23 кВт⋅ч и общей массой 240 килограммов. Изначально предполагалось ставить отечественные аккумуляторы «Лиотех», но в итоге разработчики все-таки оснастили свое детище китайскими аккумуляторами Thunder Sky.

На одном заряде электромобиль может преодолеть расстояние до 140 километров. Далее электрокару необходимо встать на подзарядку. От бытовой розетки Ellada заряжается около восьми часов.

Lada Vesta EV

Эволюция электромобилей ВАЗ

В этом году АвтоВАЗ выпустил самую современную из российских моделей электрокара. Сегодня выпущено всего два предсерийных экземпляра. Но уже на следующий год запланирован официальный старт продаж Vesta EV. Эксперты полагают, что у модели есть будущее — но только если ее удастся выпускать по бюджетной цене.

Внешне электрическая Lada Vesta ничем не отличается от обычной Vesta. Главное отличие — в ее «начинке». Так, электрическая модель весит на 135 килограммов больше топливной из-за литий-ионных аккумуляторов, установленных в задней части машины.

Vesta EV оснащена электрическим мотором мощностью в 82 лошадиные силы. Максимально электрокар может разогнаться до 140 км/ч. До сотни Vesta EV разгоняется за 15,5 секунд. На одном подзаряде электрокар способен преодолеть расстояние до 150 километров.

На полную зарядку электромобиля уйдет 9 часов, однако, как и у всех нынешних электромобилей от Leaf до Model S, набор энергии распределен по времени зарядки неравномерно — если вы спешите, то, например, за 1,5 часа можно набрать до 40% заряда.

e-va.pro