Lada Samara T3: powered by Porsche. 3 лада


Lada Samara T3: powered by Porsche

Идея создания раллийной машины с центральным расположением двигателя на основе Лада Самара родилась в первой половине 80-ых. Конечная цель — участие машины в раллийном чемпионате по категории Group B.

За рулем 04.1985

«…В 1983 году ФАС СССР приняла решение о проведении отдельного чемпионата СССР по авторалли на автомобилях подготовленных по группе Б (допускаются значительные переделки) в классе 9 (до 2000 см.куб). В июле и октябре минувшего года (1984) состоялись первые соревнования в 9-м классе…»

LADA Samara Rally был создан в бюро форсированных испытаний УГК ВАЗа на базе ВАЗ-2108. Принципиальные изменения: центральное размещение силового агрегата (двигатель расположен за сиденьями водителя и штурмана), компоновка классическая (привод на задние колеса).

Устройство задней подвески.

Технические характеристики. Снаряженная масса — 1000 кг Дорожный просвет — 190 мм Двигатель: Рабочий объем 1850 см.куб Степень сжатия — 10,5 Мощность 145 л.с. при 7500 об/мин Трансмиссия: пятиступенчатая коробка передач, метало-керамическое сцепление Fichtel & Sachs. Передаточное число главной передачи — 5,3. Дифференциал повышенного трения. Подвеска колес: передняя и задняя независимая.К сожалению, для АвтоВАЗа, требование правил построить для омологации 200 экземпляров оказалось невыполнимым. Это привело к преждевременному свертыванию проекта, но идея создания мощной раллийной машины продолжала жить. Эстафету подхватил Экспериментальный Вильнюсский Завод (новое название ВФТС). Во второй половине 1986 года свет увидел проект LADA EVA.

Справедливости ради стоит заметить, что у LADA EVA, от «восьмерки» остались лишь двери, лобовое стекло и головная оптика. Весь остальной кузов, выполненный из стеклопластика, был оригинальной конструкции. Кстати, аэродинамику автомобиля доводили специалисты Пренайского экспериментального завода ДОСААФ спортивной авиации. Двигатель использовался от ВАЗ-2106 с увеличенным до 1860 кубических сантиметров объемом, с шестнадцатиклапанной головкой блока, распределённым впрыском топлива «Лукас» и турбонаддувом, выдававший 300 л.с. Причем двигатель был расположен не спереди, а сзади (за сиденьями), и приводил задние колеса. Ходовая часть так же претерпела значительные изменения — передняя и задняя подвески на двойных поперечных рычагах опирались на трубчатые подрамники, прикреплённые к центральной части кузова. Очевидцы утверждают, что по динамике и управляемости прототип ни в чем не уступал тогдашней королеве ралли — Lancia Stratos.

В 1987 году уже был готов проект нового спортпрототипа на базе LADA EVA — полноприводная S-PROTO, выдававшая до 350 л.с., но в этом же году FIA запретила участие машин Group B в Чемпионате мира по ралли, и проект так и остался не реализован. Но создание спорткара на основе ВАЗ-2108 не прекратилось, ведь кроме Group B в ралли есть и другие соревнования — например, знаменитый «Париж-Дакар». К сожалению, в начале 90-ых годов в Советском Союзе, казалось бы, нерушимом, уже намечались некоторые трения и Экспериментальный Вильнюсский Завод отказался от подготовки «восьмерки» к «Дакару».В то время в связи с рабочими контактами с компанией Porsche (помощь в проектировании ВАЗ-2108) перед руководством АвтоВАЗа имелся крайне удачный пример раллийной машины класса Group B — Porsche 959 Dakar. Однако, российская сторона повела себя достаточно инертно и проект «заглох».Но в этот период времени активность проявил французский импортер советских машин Jean-Jacques Poch. Он начал с того, что собрал вокруг себя коллектив единомышленников. В 1989 году Poch приглашает в свою команду своего друга — только что освободившегося от контракта с Peugeot — бельгийца Jacky Ickx. Тот, в свою очередь, находился в прекрасных отношениях со руководством спортивного департамента Porsche. Эти связи определили тип силовой установки для новой машины — 3,6-литровый оппозитный двигатель М64 от Porsche 964.

Через АвтоВАЗ удалось договориться о поставке полноприводного шасси и КПП от Porsche 959 Dakar. Силовую конструкцию машины — пространственную трубчатую раму поручили спроектировать известным французским специалистам из фирмы SERA (именно они занимались доводкой аэродинамики легендарного Porsche 917). Базой по сборке и доводке были выбраны площади команды Oreca

Работу двигателя настраивали известные американские специалисты из компании Аndial, которые специализировались на подготовки Porsche для чемпионата IMSA. Подвеска представляла из себя конструкцию на независимых двойных поперечных рычагах. Впереди устанавливались по два амортизатора Bilstein, сзади по три амортизатора. Ход подвески 308 мм. Тормозные механизмы Porsche: дисковые, вентилируемые, 4-поршневые, диаметром 304 мм. КПП: 6-ступенчатая механическая, с двухдисковым сцеплением. Запас топлива на борту составлял 330 л и был поделен между 4 баками: один 60-литровый находился спереди, два 60-литровых под сидениями пилота и штурмана, еще один 150-литровый размещался за сидениями, в центральной части машины. Длина машины — 4,31 м, колесная база 2,70 м, дорожный просвет спереди — 300 мм, сзади — 330, ширина 1,80 м и высота 1,69 м, вес 1370 кг (на 70 кг больше установленного минимального предела регламентом ФИА). Максимальная скорость 220 км/ч, разгон до 100 км/ч за 7 сек. Колеса 7×16 литые, алюминиевые, с центральной гайкой. Шины Michelin 18/73×16 GR3. Машина оснащалась двумя бортовыми компьютерами, 2 резервуарами питьевой воды, резервуаром с воздухом для подкачки шин, электронным компасом, набором датчиков (давление масла, температура двигателя и масла в коробке, вольтметр, и т.д.) и … прикуривателем! В то время, спорт и курение все еще могли идти рука об руку …

Все это наделяло машину отменной управляемостью, стабильностью на высоких скоростях, маневренностью, создавало минимальный риск переворота даже при резких поворотах руля на высокой скорости. Благодаря заднемоторной компоновке машина меньше ныряла носом в песок. От стандартного 2108 на рейдовую версию перекочевали: лобовое стекло, фары, задние фонари, дверные ручки (цельнотянутые, такие же, как в свое время ставили на Porsche 924) и эмблема на фальшрадиаторной решетке!

Спортивная карьера

1990 год

Jacky Ickx-Tarin (стартовый номер 213), Patrick Tambay-Lemoyne (211) и Jerome Riviere-Lafeuillade (215) Двигатель Porsche на машине Tambay вышел из строя еще во время пролога.

Rallye de Tunisie

В составе команды заявлен экипаж советских гонщиков. Место Jerome Riviere занял многократный чемпион СССР по ралли Эугениюс Тумалявичюс, которому ассистировал штурман Сергей Дадвани. На финише: Patrick Tambay — 2, Jacky Ickx — 3, Эугениюс Тумалявичюс — 4 Кстати, именно советский экипаж выполнял роль «экипажа поддержки» — эдакой «сверхбыстрой технички» для двух других машин.

Затем Jacky Ickx покидает команду. На его место приходит Auriol

Rallye des Pharaons

Auriol/Monnet (стартовый номер 211) — 1 место, Patrick Tambay — 2, Jerome Riviere — 5

Atlas-Rally

№215 Jerome Riviere/Edmon Bondenet — 2 место

№214 Jacky Ickx/Tarin — 4 место

1991

Jerome Riviere дисквалифицировали.

Auriol стартовый номер 210

Tambay стартовый номер 209

Сезон обещал быть перспективным, но политические события в Советском Союзе лишили команду поддержки AvtoExport … Команду покидают Patrick Tambay и Jerome Riviere. Поиск новых финансовых партнеров привели LADA — Poch к контракту с испанским пилотом Salvador Servia, который привел щедрого спонсора — производителя жевательной резинки — Trident. Команда стала называться Poch-Trident и поменяла окраску: с бело-красной на сине-белую.

Baja-Aragon

Auriol №204

Salvador Servia (№209) сошел за двадцать километров до финиша из-за поломки трансмиссии

Raid Alta Alcarria

Salvador Servia/Jaime Puig — 1 место

Baja 500 (Portugal)

Salvador Servia/Jaime Puig — 1 место

В конце 1991 года Auriol покидает команду.

1992

Техничка команды умудрилась свалиться в овраг, поэтому большую часть дистанции марафона Servia (№208) преодолевал без какой-либо подстраховки.

Raid Altiplano

Salvador Servia/Jaime Puig — 1 место

Raid Montes de Cuenca

Salvador Servia/Jaime Puig — 1 место

Raid Alta Alcarria

Salvador Servia/Jaime Puig — 1 место

Raid La Carolina

Salvador Servia/Jaime Puig — 1 место

Servia выиграл национальный чемпионат по ралли-рейдам.

1993

Servia № 209

Но после Paris-Dakar гоночная команда Lada Poch прекратила свое существование. В конце 1993 году машины (три комплектных, одна в виде запчастей) были проданы АвтоВАЗу…

«Заводская» карьера

1994

Получив технику, АвтоВАЗ начал подготовку команды, которая отправилась двумя экипажами на «Дакар»! Экипажи Елизаров/Винокуров и Лакеев/Кольчугин стартовали на двух машинах в непривычной белой раскраске — спонсорские наклейки не отличались разнообразием: LADA и Lada-Vaz-Togliatti-Russia. И еще маленькие логотипы Porsche и Castrol.

Александр Лакеев и Валерий Кольчугин (№254) привели свою машину к финишу на 41 месте в общем зачете, а автомобиль Елизарова до финиша не добрался. Пожар уничтожил шасси.

1995

По окончании дакаровской эпопеи Самары продолжили выступать в других марафонах.

«Мастер-ралли»

(Выражаем благодарность Николаю (ака Омич) за любезно предоставленные сканы страниц из книги Александра Патрушева)

Александр Никоненко/Сергей Таланцев (№206) — 2 место

1997

Rallye de Tunisie

Экипаж Н.Елизаров-В.Винокуров сход.

«Мастер-ралли»

На старт ралли заявлено сразу две машины. Экипаж Александра Лакеева (№215) сходит по техническим причинам.

Николай Елизаров (№214) — 6 место с отставанием на 21 час от победителя Vatanen на Citroen ZX. К этому моменту проекту Samara T3 исполнилось 8 лет! А затем FIA запретила группу Т3, поставив проект Lada Samara T3 вне закона на международном уровне.

Сергей Таланцев: В то время это была уникальная машина, состоящая преимущественно из агрегатов от Porsche, и еще долгое время могла бы составлять серьезную конкуренцию в ралли-рейдах. На ней применялась заднемоторная компоновка с трехсот сильным атмосферным двигателем. К пространственной трубчатой раме крепилась полностью независимая подвеска по два (спереди) и три (сзади) амортизатора на колесо. Во время гонки в зависимости от покрытия на ней можно было распределять соотношение крутящего момента по осям. Стояли всевозможные блокировки. По бездорожью она развивала скорость свыше 200 км/час, и при этом очень хорошо управлялась. До сих пор у меня от этой машины самые приятные воспоминания. К сожалению, в 1995 году АвтоВАЗ закрыл марафонскую программу, и прототип перешел в разряд выставочных.

Николай Елизаров: Изначально на первые машины установили атмосферные двигатели от Porsche 964 объемом 3,6 л с дополнительным охлаждением системы смазки двигателя и кпп расположенными спереди. Для ралли Париж-Пекин мощность двигателей в Германии перед самой гонкой была повышена до 3,8 л за счет замены (стандартный комплект от Carrera RS 3.8) гильз и поршней большего диаметра.

1998Первый этап Кубка России по ралли-рейдам — «Дебри-1998» — при спонсорской поддержке немецкой компании Ravenol. Однако, в заявочном листе Samara T3 обнаружить не удалось.

2000

Баха «Жемчужина-2000». 373,90 км (220,85 км СУ).Категория ТЗ.Александр Лакеев — сход, двигатель.

6-8 октября 2000 г., ралли «Трансаэро-2000»Категория ТЗ.

На одном из искусственных трамплинов (а часть маршрута, где располагался промежуточный финиш, проходила по трассе для мотокросса) машина Александра Лакеева жестко приземлилась после прыжка. Александр поехал было дальше, но через 20 километров решил прекратить борьбу — слишком было больно. Врачи установили перелом ребер ремнями безопасности.Сход.Это был последний старт САМАРЫ-Т3.

Эпилог

Что в итоге? Две машины стали музейными экспонатами. Затем одна из них сгорела на одном из показательных заездов, другая жива и ездит по выставкам.

porschecarshistory.com

ТО 3 Лада Гранта: перечень работ при осмотре

Ответственные автовладельцы заботятся о своем автомобиле и стараются своевременно его обслуживать. Для ТО 3 Лада Гранта перечень работ во многом схож с другими автомобилями, но имеет свои особенности. Основное отличие заключается в пробеге, которое указывается на спидометре. Для Лада Гранта пробег, при котором нужно обращаться за помощью к профессионалам для проверки и анализа технического состояния автомобиля и его систем, составляет 29,5 тыс — 30,5 тыс. км.

Подготовка к осмотру

Автомобиль способствует быстрому и комфортному перемещению людей и грузов. За это он требует поддержания его чистоты и безупречности. Перед проведением ТО Лада Гранта нужно позаботиться о чистоте автомобиля. Это позволит специалистам затратить меньше времени на обслуживание элементов и агрегатов авто.

Однако чрезмерное усердие может сыграть плохую шутку с автовладельцем. Чистая снаружи машина подвергается мойке из шланга или автоматической мойке под давлением и под капотом. Результатом будут вышедшие из строя проводка и электромеханические агрегаты. Поэтому под капотом достаточно пройтись влажной тряпкой, а не щедро поливать в надежде отмыть прошлогодние потеки масла.

Важно! В случае если сервисное обслуживание будет затрагивать диагностику подвески, автомобиль можно помыть и снизу, но, опять же, без фанатизма, чтобы не попасть на агрегаты под капотом.

Генератор, стартер и всевозможные датчики не терпят влажности.

Важно не забыть отключить аккумулятор, прежде чем производить омовение агрегатов под капотом. В большинстве сервисных центров такая услуга, как преддиагностическая мойка, является обязательной и входит в стоимость ТО Лада.

Первые шаги при осмотре

Зачастую ТО 3 Лада производится в том же сервисном центре, что и два предыдущих. Поэтому не стоит много времени уделять описанию важности выбора самой станции и получения гарантий о качественности всех выполненных работ. Тем не менее, если для третьего сервисного обслуживания по каким-то причинам придется сменить станцию, стоит обратить внимание на отзывы.

Важно! Обязательным условием для начала проведения технического осмотра является запись в сервисной книжке.

Она должна содержать сведения о пробеге, дате поступления автомобиля на территорию центра и печать предприятия и подпись ответственного сотрудника.

Порядок действий при техническом обслуживании включает в себя 3 основных пункта:

  1. Осмотр и контроль правильной работы всех агрегатов.
  2. Регламентные профилактические работы.
  3. Диагностика и регулировка на специальных участках.

Первым важным этапом для технического обслуживания 3 Лада Гранта будут работы по контрольному осмотру исправности всех приборов. Часто эту процедуру пропускают с целью экономии времени и в надежде, что автовладелец сам огласит список пожеланий по устранению недееспособности некоторых функций. Но автовладелец может и не знать, что световые указатели поворотов или габаритных огней работают с перебоями. И задачей специалиста является заранее выявить все неполадки.

Тщательный подход

В рамках ТО производится контроль герметичности выхлопной системы

Правильная работа всех приборов, которые связаны с электротехнической составляющей, проверяется тщательно и последовательно:

  • световые и звуковые сигналы;
  • ближнее и дальнее освещение;
  • работа генератора, стартера;
  • система обогрева салона, сидений, зеркал;
  • работа контрольных датчиков и приборов;
  • электроподъемники стекол и приводы зеркал;
  • электроблокировка замков;
  • работа «дворников» и омывателя.

Вся электропроводка подвергается тщательному анализу на предмет оголившихся участков и возможных очагов замыканий. В обязательном порядке в техобслуживание 3 Лада Гранта входит проверка работы всех замков: дверей капота, багажника и люка бака горючего. Дополнительно проверяются замки ремней безопасности и систем креплений сидений в разных положениях.

Проверяются утечки выхлопной системы и все уровни жидкостей на Лада Гранта. Каждый показатель, начиная с уровня масла и заканчивая уровнем воды в бачке омывателя, должен быть на своей отметке. Во время техосмотра могут быть выявлены причины выхода из строя сальников и уплотнительных колец, которые дают возможность жидкостям протекать.

Подробному осмотру и исследованию подвергается подвеска. Каждый элемент проверяется на предмет деформаций или трещин. Иногда даже незначительная ямка может дать осложнения на подвеску. Особому исследованию подвергается рулевая тяга, ведь от этого зависит безопасность водителя и его пассажиров, а также тяги приводов колес, трансмиссии и защитные колпачки соединений.

Не менее важной в плане безопасности поездок является тормозная система. ТО 3 Лада включает:

  • проверку уровня тормозной жидкости;
  • скорость реакции индикатора, возвещающего о проблеме;
  • герметичность системы при наличии утечек;
  • исследование состояния трубок и соединений системы.

Специалистов, которые не один год проводят работы с Лада Гранта, иногда называют музыкантами. Так как они на слух могут определить наличие проблем при заведенном двигателе, даже если он не находится в движении. Оценить работу генератора, стартера, трансмиссии и рулевого механизма для них не составляет труда.

Особым преимуществом считается тот факт, что перечень работ включает обследование внешнего состояния кузова на наличие сколов, трещин, повреждений, которые могут повлечь за собой коррозию. Обычно на такую работу выставляют высокую цену, которая может быть значительно больше цены стандартного технического обслуживания.

Профилактические работы

Список профилактических работ внушителен и охватывает почти все основные узлы автомобиля:

  • замена свечей зажигания;
  • проверка плотности электролита в аккумуляторе;
  • замена масляного фильтра и масла в двигателе;
  • контроль затяжки всех узлов и деталей;
  • смазка шарниров и замков дверей, багажника и крышки заправочного люка;
  • замена воздушного и топливного фильтра;
  • проверка состояния ремня ГРМ и замена ремня генератора.

Тщательным образом проверяется состояние тормозной системы. Для Лады производится проверка передних тормозных колодок, а также всех узлов, подходящих к ним. То же самое происходит и с задними тормозными колодками. Только для них еще дополнительным условием является проверка работы стояночного тормоза на предмет оперативного и качественного затягивания.

Производится «прозвон» всей тормозной системы, включая все шланги и места соединений на предмет утечек и повреждений. Так как пробег почти в 30 000 км уже достаточно солидный срок для возможных образований трещин и разрушения уплотнительных прокладок. А тормозная система всегда должна быть в идеальном состоянии, чтобы обеспечивать безопасность.

Регулировка деталей и механизмов

Особое место в техническом обслуживании Лада Гранта составляет список работ по:

  • проверке балансировки колес;
  • контролю люфта рулевого управления;
  • проверке состояния дисков и шин;
  • проверке и регулировке угла установки передних колес;
  • проверке направленности световых пучков;
  • тестированию тормозной системы;
  • проверке токсичности выхлопных газов;
  • проверке работы электронного оборудования;
  • проверке работы гидроусилителя и кондиционера (при наличии такового)

Рекомендации производителя Лада Гранта настоятельно советуют производить все ремонтные работы только у официальных представителей. Только таким образом можно быть уверенным в безопасности автомобиля и полной его исправности.

1ladagranta.ru

Lada Samara T3 / личный блог Remus26 / smotra.ru

Есть ли серьезные достижения советского и российского автопрома в мировом автоспорте? Ответ знает каждый - это КамАЗ и . . .и . . .и, пожалуй, все. В принципе, это правильный ответ, были, конечно, попытки, но большим успехом они не завершились. И все же несколько машин заслуживают внимания, одна из них - Lada-Samara T3.

Жил-был Жан-Жак Пок. Французский дилер ВАЗа и фанат автоспорта. Именно команда Lada Poch участвовала в Дакаре на специально построенных заднемоторных «Нивах» с агрегатами от Porsche и Ferrari.

«Нива», надо сказать, была и остается самой успешной экспортной продукцией Волжского завода. Тем не менее, для борьбы с пришедшими в ралли-рейды заводскими командами Пок решил создавать новый болид на базе ВАЗ-2108, переднеприводной тольяттинской новинки. Видимо, имело место подогреть спрос на эти хетчбеки. Будущего бойца назвали Lada Samara T3.

Lada-Porsche

«На базевосьмерки» – весьма лестное для ВАЗа определение. Реально машина, похожая на «Самару», являлась настоящим спортпрототипом и базу имела свою собственную, а большинство агрегатов – производства Porsche. Шестицилиндровый V-образный двигатель объемом 3,6 л. располагался над задней осью. Мощность колебалась в районе 300-400 л.с. в зависимости от настроек. Коробка передач и полноприводная трансмиссия были взяты у Porsche 959.

Кузов был сделан из сверхлегких композитных материалов, которые крепились на пространственной трубчатой раме. Подвеска была в двух вариантах: на двух машинах стояла независимая с двумя поперечными рычагами, на передней оси по два рычага Bilstein, а на задней - по три. А на последней машине стояла система, спроектированная КБ Туполева на основе подвески истребителей (!).

От «Самары» на машине остались очертания кузова, оптика и эмблема. Главная проблема машины была в ее прожорливости, из-за этого в Samara T3 было 5 бензобаков! Основной, емкостью 150 литров, под запасным колесом, два по 60 литров под сиденьями и еще два 60-литровых резервных бака в передней части автомобиля. Однако, весь этот инженерный винегрет показывал выдающиеся результаты: максималка в 220 км/ч, отменная управляемость, стабильность на высоких скоростях, маневренность, минимальный риск переворота даже при резких поворотах руля на полной скорости. Благодаря заднемоторной компоновке машина меньше ныряла носом в песок.

Спортивные достижения

Сначала на машине выступали гонщики, пришедшие из Ф1 – Жаки Икс и Патрик Тамбе. Первой гонкой стал Дакар'90, где экипаж Тамбе занял 7-е место – неплохо для дебюта машины не заводской команды! В этом же году состоялось Ралли Туниса. Пропустив вперед только одну заводскую Mitsubishi, места со второго по четвертое занимает Lada (2-Тамбе, 3-Икс, 4 - советский гонщик Эугениус Тумапявичус и штурман Сергей Дадавани, для которых Тунис был первой и последней гонкой на Lada T3).

В 1991 году на Париж-Дакаре будущий чемпион по классическому ралли француз Дидье Ориоль занял 5-е место и первое место в Ралли Фараонов в Африке. Последним годом выступлений Ladа был 1993, когда Сальвадоре Сервиа занял 6-е место на Дакаре. Все эти места были отличным результатом, ведь Пок боролся с монстрами мирового автомобилестроения!

Впрочем, для дальнейшей борьбы средств уже явно не хватало. Пок обратился к ВАЗу, но… дальнейшая история известна – Пок получил отказ, отношения с заводом закончились, история советского Дакара и Samara T3 тоже.

Вместо эпилога

Всего было сделано три машины. Судьба первой окутана мраком – то ли она осталась у Пока (возможно, он ее уже продал или разбил), то ли она погибла на каком-то ралли-марафоне. Зато достоверно известно, что оставшиеся две машины в конце 90-х зачем-то купил ВАЗ. Первая T3 сгорела на одном из показательных заездов, другую безуспешно пытались продать, выставив в интернете за 150 000$. Сейчас она жива и ездит по выставкам. На одной из них и притаился наш фотограф…

Спеки: Lada Samara T3 Годы выпуска: 1989 Мотор: V6, 3.6л Мощность: 300 л.с. при 6500 об/мин Момент: 340 Н-м при 4500 об/мин Трансмиссия: 5-ст. механика, полный привод Динамика: 7.0 с до сотни, 220 км/ч максималка Выпущено экземпляров: 2 Цена: $150 000

Источник: http://lada.cc

smotra.ru


Нива4х4ростовнд | Все права защищены © 2018 | Карта сайта